Студенты кафедры ДиСО принимают активное участие в исследованиях в области дошкольного и специального (дефектологического) образования и презентуют свои работы научному сообществу.

Ежегодно наши студенты:


1
2
3

Научно-исследовательская работа преподавателей кафедры разнообразна в своих направлениях и видах деятельности.

Коллектив кафедры осуществляет экспертную, аналитическую, репрезентативную и издательскую работу в сфере педагогических, психологических и междисциплинарных исследований разных уровней и направлений:

  • укрепление связей с ресурсными центрами на базе дошкольных учреждений, лабораториями, осуществляющими научно-исследовательскую работу в сфере использования современных технологий андроидной робототехники в дошкольных образовательных организациях;
  • организация научных конференций и участие в научно-исследовательских проектах;
  • оказание консультационной, методической и иной помощи учреждениям дошкольного и специального образования Магнитогорска и ближайших районов;
  • тьюторское сопровождение лиц с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе.

Преподаватели кафедры активно занимаются научной работой, ежегодно участвуют в международных, всероссийских, региональных конференциях, семинарах, конкурсах РНФ на соискание гранта, публикуют результаты своих научных исследований в монографиях, учебных, учебно-методических пособиях, статьях.

Кафедра является организатором ежегодного Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ "Наука в современном образовательном пространстве".

Ежегодно на базе кафедры организуются научные конференции и семинары.

Так, Международная научно-практическая конференция «Мир детства и образование» ежегодно объединяет российских и зарубежных исследователей и практиков, среди которых представители как Дальнего (Бразилия) так и Ближнего Зарубежья (Республика Беларусь),  различных городов России. Материалы конференции раскрывают содержательное и технологическое обеспечение образовательного процесса в дошкольных учреждениях, в инклюзивных и специальных образовательных учреждениях; вопросы сопровождения процесса реализации ФГОС; подготовки специалистов дошкольного и специального образования и обеспечения профессионального роста педагогов; совершенствования подходов к управлению кадрами в условиях апробации профессионального стандарта педагога и др. 

1
2
3

Международная научно-практическая конференция «Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве» традиционно проводится под эгидой Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ) совместно с  вузами России (Московским педагогическим государственным университетом, Российским  государственным педагогическим  университетом им. А.И. Герцена,   Тульским государственным педагогическим университетом им. Л.Н. Толстого) и зарубежья (Мозырским государственным педагогическим университетом имени И.П. Шамякина). Свои исследования на конференции представляют  доктора и кандидаты наук, профессора и доценты, аспиранты, магистранты и студенты старших курсов, педагоги-практики.

1
4
5
6

Ежегодно в рамках фестиваля науки «Universum» организуются лектории и стендовая часть в виде выставки научно-педагогических достижений и наработок кафедры, ярмарки педагогических идей «И научно, и не скучно»

2
3

На кафедре периодически проводятся научные семинары, где обсуждаются актуальные педагогические и дефектологические проблемы, магистранты проходят предзащиты своих диссертаций, осуществляется разработка проектов для грантов.

Преподаватели кафедры объединены согласно своим научным интересам в следующие научные направления.

НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОО И СЕМЬИ"

Рабочая группа:

  • канд. пед. наук Санникова Л.Н.,
  • канд. пед. наук, доцент Левшина Н.И.,
  • канд. пед. наук, доцент Юревич С.Н.

Основные публикации:

  1. Волкова, Л. С. Развитие родительского потенциала семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Л. С. Волкова, Е. Н. Волкова, Л. Н. Санникова. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2024. – 47 с. – ISBN 978-5-9967-3237-1
  2. Левшина Н.И., Летягина О.Г., Смолина О.В.Семейная мастерская как современная форма взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй .Учебно-методическое пособие. Магнитогорск, 2024.
  3. Юревич С.Н., Санникова Л.Н., Левшина Н.И.Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи. Учебно-методическое пособие. Магнитогорск, 2024. К проблеме воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду / Н. И. Левшина, Л. Н. Санникова, С. Н. Юревич, О. Г. Летягина // Дошкольное воспитание. – 2025. – № 1. – С. 8-11.
  4. Stepanova N. A., Sannikova L. N., Levshina N.I., Yurevich S.N., Chernobrovkin V. A. Parental Evaluation of Pre school Education Quality: is it a Problem or an Opportunity?(Оценка качества дошкольного образования родителями: проблема или возможность) Parental evaluation of preschool education quality: is it a problem or an opportunity? Man in India. 2017.Т.97 № 5.С.171-185. https://elibrary.ru/item.asp?id=29836203
  5. Левшина Н., Санникова Л., Юревич С.Консультационные центры как средство сопровождения дошкольного семейного образования// Дошкольное воспитание. 2018. № 6. С .4-11. https://elibrary.ru/item.asp?id=36528615
  6. Левшина Н.И., Санникова Л.Н., Юревич С.Н., Степанова  Н.А. Модульные программы. Методическая помощь родителям дошкольников, получающих семейное образование// Дошкольное воспитание. 2019. № 5-7. С.12-17; № 6. https://dovosp.ru/magazine_preschool_education/zhurnal-doshkolnoe-vospitanie-05-2019
  7. Юревич, С. Н. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи : учеб. пособие для академического бакалавриата / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под ред. С. Н. Юревич. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 181 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-10051-8. https://biblio-online.ru/book/vzaimodeystvie-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizacii-i-semi-429165
  8. Левшина Н.И., Санникова Л.Н., Юревич С.Н. Педагогическое взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении // Научная мысль: традиции и инновации. Москва-Берлин, 2023. С. 57-60.
  9. Санникова Л.Н., Юревич С.Н., Левшина Н.И. Отечественные традиции духовно - нравственного воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2023. № 1. С. 8-11
  10. Юревич С.Н., Санникова Л.Н., Левшина Н.И. Как научить ребенка взаимодействовать со сверстниками?: учебное пособие. Магнитогорск, 2023. 58с.

НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ "СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Рабочая группа:

  • канд. пед. наук, доцент Мицан Е.Л.,
  • канд. пед. наук, доцент Кувшинова И.А.,
  • канд. пед. наук, доцент Сунагатуллина И.И.,
  • канд. филос. наук, доцент Чернобровкин В.А.,
  • канд. пед. наук, доцент Овсянникова Е.А.,
  • канд. пед. наук, доцент Тугулева Г.В.

Основные публикации:

  1. Коррекционно-логопедическая работа с детьми младшего школьного возраста с нарушением слуха / И. А. Кувшинова, Е. А. Рыкова, О. С. Шлыгина [и др.]. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2025. – 91 с.
  2. Кувшинова, И. А. Сопровождение детей с задержкой психического развития в условиях специального и инклюзивного дошкольного образования / И. А. Кувшинова, М. В. Жампеисова, Е. В. Шкирмантова. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2024. – 121 с. 
  3. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования / Ю. В. Прудникова, В. А. Бутакова, И. А. Кувшинова [и др.]. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2025. – 94 с.
  4. Кувшинова, И. А. Сопровождение детей с задержкой психического развития в условиях специального и инклюзивного дошкольного образования / И. А. Кувшинова, М. В. Жампеисова, Е. В. Шкирмантова. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2024. – 121 с.
  5. Кувшинова И. А., Сунагатуллина И. И., Мицан Е. Л., Долгушина Н. А. Диагностика готовности будущих учителей к здоровьесбережению школьников в инклюзивном образовательном пространстве // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 392-406. doi: 10.32744/ pse.2019.1.29
  6. Кувшинова И.А., Мицан Е.Л., Разумова Е.М., Шулева Е.И. Современные технологии инклюзивного образования в высшей школе // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 6. С. 138-148.
  7. Комплексная коррекционно-реабилитационная работа с детьми в условиях инклюзивной образовательной среды / И. А. Кувшинова, Е. А. Овсянникова, В. А. Чернобровкин [и др.]. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2020. – 141 с.
  8. Глобальное чтение как метод успешной коррекции сенсорно-моторной алалии / В. А. Чернобровкин, И. А. Кувшинова, Д. А. Новожилова, Е. Л. Мицан // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 2. – С. 80-86.
  9. Кувшинова, И. А. Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра / И. А. Кувшинова, Д. А. Новожилова, В. А. Чернобровкин // Научно-педагогическое обозрение. – 2022. – № 2(42). – С. 179- 187.
  10. Чернобровкин В.А. Образовательная робототехника в коррекционно-педагогической работе с детьми с РАС // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. тезисы докладов 81-й международной научно-технической конференции. Магнитогорск, 2023. С. 152.
  11. Сунагатуллина И.И., Пушкарева А.А., Мицан Е.Л., Чернобровкин В.А. Характеристика цифровых образовательных технологий и их применение при развитии речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра // Современное педагогическое образование. 2023. № 9. С. 144-149.
  12. Kuvshinova I.A., Novozhilova D.A., Chernobrovkin V.A. Neurogymnastics as a way of developing interhemispheric interaction in preschool children with autism spectrum disorders // Education & Pedagogy Journal. 2023. № 1 (5). С. 47-60.

НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ "ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ЗДОРОВЬЕ: ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА"

Рабочая группа:

  • канд. пед. наук, доцент Кувшинова И.А.,
  • канд. пед. наук, доцент Мицан Е.Л.,
  • канд. мед. наук, доцент Долгушина Н.А.

Основные публикации:

  1. К вопросу изучения рисков развития неканцерогенных эффектов от загрязнителей атмосферного воздуха и питьевой воды у населения Челябинской области / Н. А. Долгушина, Г. В. Ильина, В. А. Чернобровкин [и др.] // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. – 2025. – Т. 19, № 2. – С. 101-109. – DOI 10.24412/2075-4094-2025-2-2-7.
  2. Долгушина Н.А., Кувшинова И.А. Оценка загрязнения атмосферного воздуха промышленных городов челябинской области и неканцерогенных рисков здоровью населения / Экология человека. 2019. № 6. С. 17-22.
  3. Долгушина Н.А., Мицан Е.Л., Кувшинова И.А. Оценка показателей состояния здоровья дошкольников, проживающих в городе Магнитогорске // Проблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 61. - Ч.4. - 334 с. / С. 89-93.
  4. Training of pedagogical university students to ensure security in the inclusive educational space / Kuvshinova I.A., Yakovleva L.A., Isayeva E.V., Mitsan E.L., Dolgushina N.A. // Man In India, 2017. Т. 97. P. 257-272.
  5. Долгушина Н.А., Кувшинова И.А. Оценка йодного дефицита у детей на территории Челябинской области и в городе Магнитогорске // Современные проблемы науки и образования. – 2017. № 4. С.39; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26628(дата обращения: 30.08.2017).
  6. Кувшинова И.А. Теоретико-методологические основы решения проблемы профессионально-педагогической подготовки студентов гуманитарных вузов к безопасной жизнедеятельности / Предметное образование: коллективная монография [Электронный ресурс] / под ред. проф. Л.А.Черновой. – Электрон. текст. дан. (1 файл 1,7 Мб). – М.: РусАльянс Сова, 2016.-99 с. / С.64-77.

НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ "НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Рабочая группа:

  • канд. пед. наук, доцент Пустовойтова О.В.,
  • канд. пед. наук, доцент Шепилова Н.А.,
  • канд. пед. наук, доцент Яковлева Л.А.).

Основные публикации:

  1. Пустовойтова О.В. Освоение английского языка детьми старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности// Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 1. С. 18-23.
  2. Руслякова Е.Е., Пустовойтова О.В., Киселёва Ю.П., Яковлева Л.А. Теория и практика использования робототехники в образовательном процессе// Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 6. С. 158-167.
  3. Babunova Y.S., Gradusovas L.V., Pustovoytova O.V., Shepilova N.A. Psychological and pedagogical support in positive socialization of preschoolaged children// Espacios. 2017. Т. 38. №55. С. 11.
  4. Яковлева Л.А., Савва Л.И., Чигинцева Е.Г. Развитие у детей социально-адаптивных умений в условиях детских оздоровительных центров// Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. С. 482.
  5. Шепилова Н.А., Пустовойтова О.В., Яковлева Л.А. Комплексное Сопровождение Здоровьесбережения Детей Старшего Дошкольного Возраста // Перспективы науки и образования. 2021. № 3 (51). С. 199-218.
  6. Шепилова Н.А., Пустовойтова О.В., Яковлева Л.А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ВСПЫЛЬЧИВОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2021. № 2. С. 24-40.
  7. Пустовойтова, О. В. Здоровьесбережение студентов вуза педагогической направленности подготовки в условиях цифровизации образовательного процесса / О. В. Пустовойтова, Т. Г. Овсянникова, Л. А. Яковлева // Мир науки. Педагогика и психология. – 2024. – Т. 12, № 6.
  8. Пустовойтова, О. В. Модель технологии взаимодействия педагогов с родителями воспитанников дошкольной образовательной организации в условиях цифровой образовательной среды / О. В. Пустовойтова, Н. А. Ведешкина // Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2024. – № 2. – С. 126-143. – DOI 10.24412/2304-120X-2024-11021.
  9. Пустовойтова, О. В. Особенности речемыслительной деятельности детей 5-7 лет в цифровую эпоху / О. В. Пустовойтова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2024. – Т. 17, № 4. – С. 1315-1323. – DOI 10.30853/phil20240191.
  10. Проектная деятельность как средство формирования представлений устойчивого экологического развития у детей старшего дошкольного возраста / О. В. Пустовойтова, Н. А. Шепилова, Л. А. Яковлева, Н. А. Ведешкина // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2024. – Т. 16, № 1(63). – С. 130-143.
  11. Пустовойтова, О. В. Цифровизация дошкольного образования: нормативно-правовые возможности и перспективы / О. В. Пустовойтова, Н. А. Ведешкина // Математика, информатика, физика: проблемы и перспективы : сборник научных статей международной научно-практической конференции, Оренбург, 25–26 апреля 2024 года. – Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2024. – С. 614-619.
  12. Pustovoitova, O. Development of cognitive abilities of children of senior preschool age in a digital environment / O. Pustovoitova, N. Vedeshkina // Child in a digital world : International Psychological Forum: Book of Abstracts, Moscow, 01–02 июня 2024 года. – Moscow: Moscow University Press, 2024. – P. 193-194. – DOI 10.61365/forum.2024.155.
  13. Пустовойтова, О. В. Взаимодействие педагога с семьями воспитанников дошкольной образовательной организации в условиях цифровой образовательной среды как профессиональная компетенция / О. В. Пустовойтова, Н. А. Ведешкина // Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2025. – № 6. – С. 1-20. – DOI 10.24412/2304-120X-2025-11101.
  14. Пустовойтова, О. В. Проектное управление как инструмент повышения качества дошкольного образования и привлечения инвестиционного капитала в условиях цифровой экономики / О. В. Пустовойтова, Н. А. Ведешкина // Экономика и предпринимательство. – 2025. – № 8(181). – С. 1298-1304. – DOI 10.34925/EIP.2025.181.8.246.
  15. Пустовойтова, О. В. Цифровые решения в подготовке профессиональных педагогических кадров / О. В. Пустовойтова // Математика, информатика, физика: проблемы и перспективы : Сборник научных статей международной научно-практической конференции, Оренбург, 24 апреля – 25 2025 года. – Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2025. – С. 438-443.
  16. Пустовойтова, О. В. Искусственный интеллект в дизайне: обучающий курс для детей дошкольного возраста : практикум / О. В. Пустовойтова, Д. М. Осина. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2025. – 45 с.
  17. Пустовойтова, О. В. Менеджмент в профессиональном образовании : Учебное пособие / О. В. Пустовойтова, Н. А. Ведешкина. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2025. – 63 с. – ISBN 978-5-9967-3410-8.
  18. Пустовойтова, О. В. Проектная деятельность в профессиональном образовании: цифровые решения организации : учебно-методическое пособие / О. В. Пустовойтова. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2025. – 50 с.

НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ "РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕМ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОЛГОЛЕТИЯ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ" (руководитель научной школы В.И. Криворучко)

Рабочая группа:

  • канд. пед. наук, доцент Ильина Г.В.,
  • канд. пед. наук, доцент Мицан Е.Л.
  • канд. мед. наук, доцент Долгушина Н.А.

Основные публикации:

  1. Мицан, Е. Л. Детская йога как средство коррекции гиперактивности детей с задержкой психического развития / Е. Л. Мицан, Ю. И. Исмагилова. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2024. – 51 с. – ISBN 978-5-9967-3112-1.
  2. Мицан, Е. Л. Лечебная физкультура при нарушении осанки, сколиозе и плоскостопии / Е. Л. Мицан. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2023. – 58 с. – ISBN 978-5-9967-2956-2..
  3. Реализация задач по физическому развитию детей раннего возраста в ДОО с учетом эффективных практик / Г. В. Ильина, Ж. В. Горбунова, Ю. А. Полякова, И. В. Позелова // Детский сад от А до Я. – 2024. – № 4(130). – С. 4-14.
  4. Долгушина, Н. А. Изучение взаимосвязи уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в высшем учебном заведении / Н. А. Долгушина, Г. В. Ильина, Е. А. Овсянникова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2024. – Т. 12, № 6.
  5. Роль физической активности у детей с особыми возможностями здоровья в образовательном учреждении и семье / А. А. Кудренок, Г. В. Ильина // Детский сад - начальная школа: опыт, преемственность, перспективы : Сборник научных трудов, Мозырь, 19 декабря 2022 года. – Мозырь: Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина», 2022. – С. 253-258.

В рамках данных научных направлений преподавателями кафедры при активном вовлечении магистрантов, студентов и практиков города проводятся научные исследования, разрабатываются проекты, участвующие в конкурсах грантов, публикуются результаты исследований в монографиях, учебных, учебно-методических пособиях, статьях и пр. Таким образом, кафедра дошкольного и специального образования осуществляет:

  • публикационную деятельность – подготовка публикаций статей и монографических исследований;
  • научно-методическую деятельность – подготовка учебных и учебно-методических изданий, проведение семинаров, мастер-классов, курсов повышения квалификации и пр.;
  • организацию и проведение научно-практических международных и всероссийских конференций, участие в конференциях различного уровня, в том числе зарубежных;
  • научно-исследовательскую деятельность на лабораторной базе.

Так, в лаборатории коррекционной педагогики наличие оборудования для проведения диагностических исследований позволяет разрабатывать программы экспериментального изучения научных проблем, программы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками для дальнейшей реализации в ходе практик. Условия, созданные в лаборатории, позволяют осуществлять групповые и индивидуальные консультации по курсовым, научно-исследовательским и выпускным квалификационным работам.