22-23 октября в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г.И. Носова в институте гуманитарного образования состоялась XI международная молодежная научно‑практическая конференция «Мировая литература глазами современной молодежи. Цифровая эпоха». Этот форум проходил в рамках Десятилетия науки в РФ Десятилетия науки в РФ.

Организатор конференции - кафедра языкознания и литературоведения и лаборатория филологических интернет‑стратегий института гуманитарного образования МГТУ им. Г. И. Носова, партнер и соорганизатор - Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины.

В работе форума презентовали результаты своих научных исследований почти 100 докладчиков из трех стран России, Республики Беларусь и Азербайджана. Свои научные работы представляли студенты, магистранты, аспиранты, докторанты из университетов Гомеля, Баку, Арзамаса, Златоуста, Кемерово, Липецка, Магнитогорска, Москвы, Нижневартовска, Нижнего Новгорода, Орла, Оренбурга, Самары, Саранска, Сургута, Таганрога, Томска, Уфы, Челябинска, Ярославля.

Формат конференции предусматривал как очные выступления на площадках МГТУ им. Г.И. Носова, так и онлайн‑подключение через платформу Mirapolis. Такой гибридный формат сделал мероприятие доступным для широкой аудитории: можно было не только лично услышать доклады и обсудить идеи в кулуарах, но и подключиться к пленарному заседанию, а позже и к секциям удаленно — удобный вариант для преподавателей и студентов, находящихся в других городах и странах. Подобное сочетание форм работы в рамках конференции дает возможность объединить молодых исследователей из разных городов и стран, сохраняя живую академическую дискуссию и расширяя круг слушателей.

22 октября пленарное заседание открыл зам. директора института гуманитарного образования И.О. Колдомасов. С приветственным словом выступили зав.кафедрой языкознания и литературоведения МГТУ  им. Г.И. Носова С.В. Рудакова  и ст. преподаватель  кафедры русского, общего и славянского языкознания Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины А.А. Аксёнчикова-Бирюкова.

На пленарном заседании были представлены четыре ярких доклада, которые задали тон дальнейшей работе научного форума. Открыл пленарное заседание доклад С. Симоновой, преподавателя из «Златоустовского индустриального колледжа имени П.П. Аносова», о женском романе как одном из популярных жанров современной литературы и сетературы, вызвавший дискуссии в аудитории. Выступление Д. Дроздовой, студентки 4 курса Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины, о переводческих особенностях названий китайских дорам заставило аудиторию задуматься о проблемах перевода, о вопросах лингвокультурологии, о специфике китайской образности. Проблемам сюжетосложения в графических адаптациях «Ньярлатхотеп» и «Храм» по мотивам хоррор‑текстов Г. Ф. Лавкрафта был посвящен доклад М. Майстренко, магистра Национального исследовательского Томского государственного университета, выступившего как настоящий эксперт в области графического романа и комиксов. Завершающим на пленарном заседании стало выступление О. Семенец, студентки 4 курса МГТУ им. Г.И. Носова, о пикапе как форме соблазнения в классической литературе (на примере «Науки любви» Овидия). Это выступление имело междисциплинарный характер, филологическое исследование оказалось тесно связано с психологией.

23 октября прошли заседания секций. Доклады тематической секции «Интермедиальность литературы» отличались широтой литературоведческого, хронологического и методологического охвата. Выбор тем продемонстрировал интерес участников к смежным дисциплинам, в первую очередь к кинематографу (доклады А. Пересыпкиной , Г. Чепелевой).

Докладчики  обращались к различным проблемам интермедиальности в мировой литературе, говорили преимущественно о том, что интермедиальность позволяет выявить особые типы внутритекстовых связей в произведениях, опирающихся на образность разных видов искусства.

Среди самых интересных докладов этой секции можно выделить несколько выступлений. Так, в докладе студентки Самарского государственного социально-педагогического университета А. Ланцовой на примере магии голоса была рассмотрена рецепция традиционной культуры в современной фантастической литературе. Студентка Оренбургского государственного педагогического университета Г. Чепелева представила глубокий анализ сериала «Твин Пикс» через призму гностических, алхимических и мифологических концепций. Г. Чепелева сосредоточилась на раскрытии скрытых смыслов культового произведения, рассматривая его как современную притчу о духовном пробуждении. В своем втором докладе Г. Чепелева представила оригинальное исследование поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», предложив совершенно новый взгляд на произведение через призму философской концепции В.А. Разумного.

Студентка МГТУ им. Г. И. Носова Д. Коровинская продемонстрировала глубокий филологический анализ романа-эпопеи М. Горького «Жизнь Клима Самгина». В своем докладе она сосредоточилась на изучении функции внутренней речи главного героя, которая становится ключевым инструментом раскрытия его многогранной личности и мировоззрения.

Особое внимание анализу пространства усадьбы, характеров персонажей и символики быта в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» уделила П. Косарева, студентки МГТУ им. Г. И. Носова. Было отмечено, что в романе переплетаются темы личного счастья, конфликта между Россией и Западом, поиска веры и исторической обреченности дворянства, а также затронута трагедия уходящей эпохи дворянских гнезд.

Анализ философских основ кинематографа представила А. Пересыпкина, студентка МГТУ им. Г. И. Носова, ею было рассмотрено, как в фильмах «Андрей Рублёв», «Иваново детство» и «Зеркало» происходит органичное соединение универсального и личного, где индивидуальные переживания переплетаются с широким культурно-философским контекстом.

Бурное обсуждение среди присутствующих вызвал доклад Е. Поварич (студентки МГТУ им. Г. И. Носова), которая обратилась к роману К. Саймака «Город». Е. Поварич сосредоточилась на изучении интертекстуальных связей произведения, рассматривая их как важнейший инструмент воплощения художественного замысла писателя. Особое внимание было уделено проблеме ответственности человечества перед Вселенной и взаимодействию различных форм разума.

Яркой и напряженной была работа секции «Вечные темы, сюжеты, архетипы, концепты в мировой литературе». Работа этой секции также проходила в смешанном формате – очно и на онлайн-платформе, что позволило заслушать научные доклады участников из-за других городов (Москвы, Орла, Ярославля, Оренбурга).

Доклады этой секции традиционно отличаются вниманием к классическим проблемам литературоведения, демонстрацией разнообразия тематического, хронологического, национального и методологического подходов.

Можно выделить ряд интересных выступлений этой тематической секции, которая начала свою работу с доклада студентки МГТУ им. Г.И. Носова Е. Александровой. Молодой исследователь подробно, с различных точек зрения рассмотрел художественное воплощение образа ребенка в поэзии М. Цветаевой, что позволило представить интересную типологию архетипа ребенка.

Бурная эпоха  Серебряного века привлекла внимание двух студентов из МГТУ им. Г.И. Носова: А. Власова в своем докладе раскрыла древние языческие корни архетипического образа пира в лирике Брюсова, Ахматовой, Мандельштама, Пастернака; Д. Горькова проанализировала особенности репрезентации литературной Москвы 1910-1925-х гг. в книге В. Шершеневича «Великолепный очевидец»/

Д. Сидорова проанализировала поэтику «зеркальности» в романе-антиутопии Е. Замятина «Мы», показав, что образ зеркала становится ключом для понимания как структуры тоталитарного общества, так и глубин человеческой личности в условиях ее подавления.

Два доклада секции были посвящены творчеству зарубежных авторов. А. Грибанова (МГТУ им. Г.И. Носова) обратилась к изучению особенностей хронотопа и поэтики памяти романа «Никогде» современного популярного фантаста Н. Геймана. Д. Сушкова (Институт русского языка РУДН имени Патриса Лумумбы) представила новый перспективный взгляд на экзистенциальный мотив одиночества в готической литературе на примере творчества Э.А. По.

Ключевые положения репрезентации концепта «поэт» в современной лирической поэзии, метаморфозы концепта по сравнению с классикой были продемонстрированы в основательном докладе А. Кормилаевой (Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского).

Современная массовая литература оказалась в центре внимания А. Лариковой (Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева), проследившей трансформацию образа Бабы Яги в жанре славянского фэнтези, романе Ксении Власовой «Избушка на костях».

А. Селиванова, студентка 1 курса МГТУ им. Г.И. Носова, поразила глубиной размышлений по выбранной ею теме, отвечая на вопросы после своего доклада, посвященного идеалам будущего в комедии В. Катаева «Дорога цветов», который стал отличным научным дебютом.

Специально хочется выделить сообщение Л. Сираждиновой (Институт русского языка РУДН имени Патриса Лумумбы), давнего постоянного участника конференции «Мировая литература глазами современной молодежи. Цифровая эпоха». Любовь Рушановна рассказала о грандиозном научном проекте Института русского языка РУДН, посвященном исследованию эволюции темы «отцов и детей» в русской литературе XVIII–XXI веков как отражения глубинных социокультурных трансформаций российского общества, представив некоторые убедительные результаты этого проекта.

В выступлениях на секциях «Жанроведение и цифровые проекты» и «Лингвистика. Искусство перевода» были представлены результаты новейших филологических исследований. Высокий уровень профессионализма продемонстрировал в своем аналитическом  докладе А.  Охрименко (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова). Содержательным было выступление А. Бородиной (магистранта МГТУ им. Г.И. Носова). С интересом были выслушаны выступления П. Плюсниной (Оренбургский государственный педагогический университет) и Я. Саловой (МГТУ им.Г.И. Носова). Результаты новейших исследований в области цифровой филологии были озвучены в имеющих высокую научно-практическую ценность докладах А. Завалко, Е. Шапринской и М. Морозовой (Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы).

Кроме литературы, участники конференции исследовали проблематику разработки видеоигр, доклад М. Ахмадеева (МГТУ им. Г.И. Носова) вызвал живой отклик в студенческой аудитории. Состоялось глубокое обсуждение злободневных вопросов использования AI в вузовской практике  - этому посвящено было вступление В. Ковалёва (Таганрогский институт управления и экономики), анализу влияния AI  на классические жанры – доклады В. Песоцкого и Л. Курочка (Таганрогский институт управления и экономики).

Высокий уровень доклада на материале цикла романов о Гарри Поттере продемонстрировала А. Троицкая (Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева), аудитория высоко оценила интерпретацию образа Дамблдора в фандоме «Гарри Поттер», авторскую методику анализа архетипов.

В. Марченя (Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины) целью исследования поставила передать особенности перевода номинации «китайский народ» на русский язык на материале национального корпуса русского языка. Особое внимание было уделено исторически сложившимся связям китайской и русской культур. Доклад был прослушан с особым интересом, энтузиазмом.

Доклады, подготовленные молодыми исследователями под руководством опытных наставников и представленные на пленарном и секционных заседаниях, продемонстрировали, как молодая наука соединяет академическую строгость и интерес к живой современной культуре.

Следует отметить высокий уровень подготовки участников конференции, их умение увлечь аудиторию сложными научными проблемами с помощью хорошо продуманных ярких презентаций. Особо отметим активность зрительской аудитории: слушатели делились ценными комментариями, задавали интереснейшие вопросы, которые не только способствовали осмыслению поставленных тем, но и намечали перспективы исследований молодых ученых.

Научный форум, уже одиннадцатый год проводящийся в Магнитогорском государственном техническом университет им. Г.И. Носова, — это серьезная площадка для молодых филологов — студентов, магистрантов и аспирантов, на которой каждый получает возможность представить широкой общественности результаты своих исследований, поучаствовать в профессиональном обсуждении перспектив исследований и обменяться опытом в изучении различных научных вопросов. Для преподавателей такой форум — это возможность увидеть, какие темы сейчас волнуют молодое поколение, оценить новые методики и цифровые подходы, привлечь талантливых студентов к научной работе и обменяться практическим опытом в преподавании гуманитарных дисциплин.

ИТОГИ РАБОТЫ НАУЧНОГО ФОРУМА

Дипломами 1 степени за лучшие доклады удостоены следующие участники:

Екатерина Евгеньевна Александрова, Матвей Александрович Ахмадеев, Алиса Борисовна Власова, Дарья Андреевна Дроздова, Анастасия Николаевна Завалко, Александра Андреевна Кормилаева, Людмила Васильевна Курочка, Мирослава Владимировна Майстренко, Валерия Михайловна Марченя, Мария Александровна Морозова, Вадим Сергеевич Песоцкий, Арина Олеговна Пересыпкина, Ольга Викторовна Семенец, Светлана Геннадьевна Симонова, Любовь Рушановна Сираждинова, Дарья Александровна Сушкова, Алина Геннадьевна Троицкая, Елизавета Андреевна Шапринская, Галина Игоревна Чепелева.

Дипломами 2 степени за лучшие доклады удостоены следующие участники:

Анастасия Николаевна Бородина, Анна Павловна Карпова, Вячеслав Эдуардович Ковалёв, Дарья Константиновна Коровинская, Александра Сергеевна Ларикова, Алёна Сергеевна Ланцова, Арсений Евгеньевич Охрименко, Полина Игоревна Плюснина, Дарья Сергеевна Сидорова.

Дипломами 3 степени за лучшие доклады удостоены следующие участники:

Дарья Вячеславовна Горькова, Анна Сергеевна Грибанова, Полина Витальевна Косарева, Екатерина Андреевна Поварич, Яна Владимировна Салова, Анна Максимовна Селиванова.