Необычное расследование провёл для студентов Института гуманитарного образования МГТУ им. Г.И. Носова Александр Ужанков — российский филолог, литературовед, культуролог, теоретик и историк литературы и культуры Древней Руси, доктор филологических наук, кандидат культурологии, профессор.
Лекция в виде расследования, где уликами являются слова, а местом действия — поэма «Слово о полку Игореве», прошла в рамках форума «Церковь, власть и бизнес в укреплении духовного суверенитета России: мировоззрение, ценности, опоры».
«Слово о полку Игореве» является величайшим памятником литературы Древней Руси и представляет собой поэму, повествующую о походе русских князей во главе с Игорем Святославичем на половцев в 1185 году.
«Самое известное произведение в древнерусской словесности — это “Слово о полку Игореве”. Несмотря на то что с первого публичного издания, которое вышло в декабре 1800 года, прошло уже 225 лет, остаются основные вопросы: кто, где, когда написал это произведение? За вот эти 200 с лишним лет, конечно же, было очень много попыток найти автора “Слова”, датировать его, потому что без датировки нельзя найти и автора. Но о месте написания вообще практически никто не говорил — потому что написано 800 лет назад, и как-то уточнить это, вроде бы, следов нет и так далее. Я сегодня попытаюсь заинтересовать студентов, провести историческое расследование. И мы, надеюсь, вместе со студентами попытаемся ответить на эти вопросы», — пояснил Александр Ужанков.
По словам учёного, за 225 лет исследований «Слова о полку Игореве» было проведено огромное количество работ: по нему написано более 15 тысяч трудов не только в России, но и за рубежом.
«Из произведения известно, что поход состоялся 3 мая 1185 года, затем Игорь и его соратники находились в плену около двух месяцев, откуда Игорь бежал в конце июня — начале июля. Автор написал “Слово” осенью того же года. Это мнение большинства учёных-исследователей. Исследуя произведение, слова, исторические хроники, учёные приходят к мнению, что автором мог стать тот, кто находился с Игорем в походе и в плену. Но так как это гениальное произведение, с хорошим слогом, правильным изложением, то человек должен был быть образованным. Далее, по тексту видно, что автор уважительно относится к Игорю, называя его “...благоверным князем”. Это говорит об особом отношении к Игорю Святославичу и доказывает, что автор был участником этого похода. Тогда из всего похода живыми осталось 15 человек. В те времена, когда люди понимали, что погибнут, они в молитве обращались к Богу и, как правило, обещали за сохранение своих жизней посвятить себя служению вере, пойти послушником, принять постриг в монахи», — рассказывает профессор.
Работая со словами и древнерусскими оборотами, Александр Николаевич исследовал и летописи, где нашёл закономерность в диалектах и местоимениях, описывающих события. То есть в одной из летописей, написанной в то же время, и в «Слове» используется одинаковая лексика, которой нет в других летописях.
«Здесь можно подумать, что над летописью и “Словом” работали два очень талантливых писателя. Один написал летописную статью, второй — “Слово”. Оба они — участники похода. Оба они из числа пятнадцати, которые спаслись. Возникает закономерный вопрос: как в маленьком монастыре так сошлись звёзды, что появились два гениальных человека? По моему мнению, учитывая то, что создатель “Слова” прекрасно знал дружинную терминологию, дружинную среду и мог быть связан с ней, потенциальным автором я считаю игумена Моисея. Он до своего пострижения в монашество вполне мог быть Беловодом Просовичем — боярином, бежавшим к Святославу Киевскому после разгрома войск Игоря», — приоткрывает завесу тайны расследования Александр Николаевич.
В течение двух часов профессор приводил доказательства своей теории, используя строки из произведения и сравнивая их с историческими событиями. Интересное расследование, где он, словно сыщик, собирал улики, доказательства и слова очевидцев, не оставило равнодушным никого. После выступления профессору долго задавали вопросы. Александр Николаевич надеется, что его лекция сможет настолько заинтересовать будущих историков и литературоведов, что они сами осмелятся на подобное расследование и соберут доказательства уже для своей гипотезы.