- Подробности
Фонолаборатория
Заведующая лабораторией: Лукьянова Юлия Валерьевна
Контактная информация: УК-4, пр. Ленина, 26, ауд.206 а, 212.
График работы: пн-чт 8:00 – 17:00, пт 8:00 – 16:00.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Инфраструктура кафедры лингвистики и перевода включает в себя фонолабораторный комплекс. Фонолабораторияявляется структурным подразделением МГТУ им. Г.И. Носова и в своей деятельности реализует следующие цели и задачи:
- хранение, каталогизация учебных аудио- и видеоматериалов, оргтехники;
- техническое обеспечение учебного процесса;
- пополнение материального фонда новой техникой.
В соответствии с основными целями и задачами фонолаборатория осуществляет:
- обеспечение преподавателей и студентов учебными аудио-видеоматериалами;
- обеспечение бесперебойной работы мультимедийных и лингафонных кабинетов;
- участие в реализации Политики руководства университета в области качества;
- мониторинг образовательных процессов и результатов деятельности фонолаборатории.
Фонолаборатория дает возможность студентам кафедры лингвистики и перевода ознакомиться с методами интеграции информационных технологий при изучении иностранных языков, а также освоить на практике технологические ресурсы для отработки профессиональных компетенций.
Также фонолаборатория выполняет функции обработки учебных материалов и конвертации аудио- и видеоданных, а имеющаяся оргтехника позволяет непрерывно осуществлять процесс подготовки будущих учителей, переводчиков и лингвистов. Благодаря фонолаборатории, у студентов и преподавателей кафедры лингвистики и перевода есть возможность осуществлять обучение аудированию, практической фонетике и другим аспектам иностранного языка, вести подготовку по практическому курсу иностранного языка, а также активно формировать информационную культуру.
Австрийский читальный зал
Контактная информация: ауд. А16 (учебный комплекс № 2), e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
График работы: пн-чт, 8.00 – 17.00; пт, 8.00 – 15.45
Открытие подобного читального зала – это не только богатейший книжный фонд, предоставленный Культурным форумом, отделом культуры посольства Австрии в России. Это еще и организация различных мероприятий для всех, кто интересуется австрийской литературой, культурой и жизнью Австрии. В фонде сегодня насчитывается более 1500 книг по истории, живописи, учебной и художественной литературе. Есть очень редкие альбомы по искусству, детская литература, современная австрийская проза.
В рамках работы читального зала ведется и научно-исследовательская деятельность преподавателей и студентов. Организуются культурно-просветительные мероприятия для студентов и школьников г. Магнитогорска, проводятся профориентационные встречи, а также курсы повышения квалификации для преподавателей немецкого языка университета и школ с участием референтов Министерства образования Австрии.
В Австрийском читальном зале проходят авторские чтения современных писателей австрийских писателей (Й. Хаслингер, 2015 г., Айнцигер, 2016 г., А. Вайденхольцер, 2016 г., С. Шолль, 2017 г., М. Ляйденфрост, 2018 г., профессор СпБГУ А. Белобратов, 2018 г.), а также презентации программа академического обмена DAAD.
Австрийский читальный зал пополняется книгами, подаренными Венской национальной библиотекой и Австрийской библиотекой г. Санкт-Петербурга. В 2020 году на средства Посольства Австрии в России приобретено 27 книг от немецкого издательства “Fischer Verlag”.
- Подробности
Акашева Татьяна Валентиновна
- Акашева, Т. В. Радиопьесы как особый жанр в творчестве Э. Елинек / Т. В. Акашева, А. Д. Жаркова // Современные исследования социальных проблем. – 2024. – Т. 16, № 4. – С. 97-112. – DOI 10.12731/2077-1770-2024-16-4-464.
- Акашева, Т. В. "Медицинское заключение" как тип текста (на материале немецкого языка) / Т. В. Акашева, Н. М. Рахимова, А. Д. Жаркова // Гуманитарно-педагогические исследования. – 2024. – Т. 8, № 4. – С. 45-53. – DOI 10.18503/2658-3186-2024-8-4-45-53.
- Акашева, Т. В. Исторический контекст праздника Октоберфест / Т. В. Акашева, П. В. Дмитриева // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : Тезисы докладов 83-й международной научно-технической конференции. Том 3, Магнитогорск, 21–25 апреля 2025 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2025. – С. 149.
Артамонова Мария Валериевна
- Артамонова, М. В. Артланги в компьютерных играх: таксономия и функции / М. В. Артамонова, Р. С. Миронченко, Е. В. Тулина // Litera. – 2024. – № 10. – С. 129-140. – DOI 10.25136/2409-8698.2024.10.71853.
- Ксенофонтова, А. И. Аспекты локализации интертекстуальности на материале видеоигры "Resident Evil 4 Remake" / А. И. Ксенофонтова, М. В. Артамонова // Лингвистические и экстралингвистические проблемы коммуникации: теоретические и прикладные аспекты : Сборник научных трудов. – Саранск : Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, 2024. – С. 111-116.
- Артамонова, М. В. Проблемы подготовки студентов-переводчиков к работе с системами автоматизированного перевода / М. В. Артамонова // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : Тезисы докладов 83-й международной научно-технической конференции. Том 3, Магнитогорск, 21–25 апреля 2025 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2025. – С. 144.
Баклыкова Татьяна Юрьевна
- Баклыкова, Т. Ю. Стратегии речевого воздействия в православном религиозном дискурсе / Т. Ю. Баклыкова, А. А. Кондратьев // Петровские образовательные чтения. Духовно-нравственные ценности в современном российском обществе : Сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 14–19 октября 2024 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2024. – С. 34-40.
- Баклыкова, Т. Ю. Религиозный дискурс в контексте современной науки / Т. Ю. Баклыкова, А. А. Кондратьев // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : Тезисы докладов 83-й международной научно-технической конференции. Том 3, Магнитогорск, 21–25 апреля 2025 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2025. – С. 147.
- Карамышев, Е. А. Лексема “bank”: омонимия или многозначность / Е. А. Карамышев, С. А. Песина, Т. Ю. Баклыкова // Когнитивные исследования языка. – 2025. – № 1-2(62). – С. 622-625.
Барышникова Юлия Викторовна
- Барышникова, Ю. В. Об обучении самостоятельному иноязычному высказыванию / Ю. В. Барышникова // Петровские образовательные чтения. Духовно-нравственные ценности в современном российском обществе : Сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 14–19 октября 2024 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2024. – С. 46-49.
- Барышникова, Ю. В. Формирование проектировочных умений студентов университета / Ю. В. Барышникова, П. М. Барышников // Современное инженерное образование: вызовы и перспективы : Материалы IV национальной научно-практической конференции, Магнитогорск, 05–06 февраля 2025 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2025. – С. 164-170.
- Барышникова, Ю. В. Некоторые аспекты обучения грамматике студентов университета / Ю. В. Барышникова, К. В. Михалищев // Научная мысль: традиции и инновации : Сборник научных трудов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Магнитогорск, 29–30 мая 2025 года. – Москва: ООО "Директ-Медиа", 2025. – С. 7-10.
Величко Мария Александровна
- Величко, М. А. Особенности перевода общественно-политических текстов / М. А. Величко // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : Тезисы 80-й международной научно-технической конференции, Магнитогорск, 18–22 апреля 2022 года. Том 2. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2022. – С. 343.
- Величко, М. А. Лексические проблемы перевода общественно-политических текстов / М. А. Величко // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : тезисы докладов 81-й международной научно-технической конференции, Магнитогорск, 17–21 апреля 2023 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2023. – С. 83.
- Величко, М. А. Сторителлинг в обучении диалогической речи на уроках иностранного языка / М. А. Величко // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : Тезисы докладов 82-й международной научно-технической конференции, Магнитогорск, 22–26 апреля 2024 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2024. – С. 180.
Вторушина Юлиана Леонидовна
- Барышникова, Ю. В. Региональный компонент межкультурной компетенции будущего учителя иностранных языков / Ю. В. Барышникова, Ю. Л. Вторушина, А. А. Горошко // Russian Journal of Education and Psychology. – 2024. – Т. 15, № 1-2. – С. 7-17. – DOI 10.12731/2658-4034-2024-15-1-2-7-17.
- Вторушина, Ю. Л. Система упражнений на обучение иноязычному произношению с учётом межкультурного подхода / Ю. Л. Вторушина, А. С. Безгин // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 18 апреля 2025 года. – Чебоксары: ООО «Издательский дом «Среда», 2025. – С. 67-69.
- Вторушина, Ю. Л. Культурная вариативность при обучении фонетической стороне английской речи / Ю. Л. Вторушина // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : Тезисы докладов 83-й международной научно-технической конференции. Том 3, Магнитогорск, 21–25 апреля 2025 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2025. – С. 130.
Исмагилова Ольга Сергеевна
- Исмагилова, О. С. Стратегия визуализации при обучении младших школьников иноязычной грамматике / О. С. Исмагилова // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : Тезисы докладов 82-й международной научно-технической конференции, Магнитогорск, 22–26 апреля 2024 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2024. – С. 152.
- Исмагилова, О. С. Развитие учебной самостоятельности обучающихся посредством когнитивных стратегий при обучении иностранному языку / О. С. Исмагилова // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : Тезисы докладов 83-й международной научно-технической конференции. Том 3, Магнитогорск, 21–25 апреля 2025 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2025. – С. 136.
- Великанова, С. С. Технологии эффективных коммуникаций как инструмент успешного руководителя в эпоху цифровой экономики / С. С. Великанова, А. А. Царан, О. С. Исмагилова // Экономика и предпринимательство. – 2024. – № 10(171). – С. 1069-1072. – DOI 10.34925/EIP.2024.171.10.194.
Мелехова Юлия Борисовна
- Мелехова, Ю. Б. Воспитание духовно-нравственных ценностей у школьников на основе аутентичных видеоматериалов / Ю. Б. Мелехова, Т. В. Петрова // Петровские образовательные чтения. Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего : Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 07–14 октября 2023 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2023. – С. 132-135.
- Мелехова, Ю. Б. Проблема использования художественных текстов в процессе обучения английскому языку / Ю. Б. Мелехова // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : Тезисы докладов 82-й международной научно-технической конференции, Магнитогорск, 22–26 апреля 2024 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2024. – С. 153.
- Кашуба, И. В. Реализация функций эмпатического потенциала в процессе профессиональной подготовки студентов университета / И. В. Кашуба, О. А. Веденеева, Ю. Б. Мелехова // Проблемы современного педагогического образования. – 2025. – № 86-3. – С. 140-142.
Михина Ольга Викторовна
- Михина, О. В. Профильно-ориентированный курс немецкого языка для студентов бакалавров-политиков / О. В. Михина, Е. С. Потрикеева // Russian Journal of Education and Psychology. – 2024. – Т. 15, № 5. – С. 596-621. – DOI 10.12731/2658-4034-2024-15-5SE-658.
- Михина, О. В. Бегство в новую жизнь (взгляд глазами беженца) (по книге М. Тейзена "checkpoint Europa. Flucht in ein Neues Leben") / О. В. Михина // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : Тезисы докладов 82-й международной научно-технической конференции, Магнитогорск, 22–26 апреля 2024 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2024. – С. 192.
- Михина, О. В. Роль языковых средств в информационных войнах / О. В. Михина // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : Тезисы докладов 83-й международной научно-технической конференции. Том 3, Магнитогорск, 21–25 апреля 2025 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2025. – С. 140.
Морозов Евгений Александрович
- Морозов, Е. А. Когда игра становится обучением: влияние игровых механик на языковые навыки / Е. А. Морозов, П. Е. Морозова, А. Д. Жаркова // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. – 2025. – Т. 16, № 2. – С. 60-63.
- Морозов, Е. А. Технологии искусственного интеллекта при обучении иностранным языкам в высшей школе / Е. А. Морозов, П. Е. Морозова // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : Тезисы докладов 83-й международной научно-технической конференции. Том 3, Магнитогорск, 21–25 апреля 2025 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2025. – С. 127.
- Морозова, П. Е. Цифровые технологии в современном преподавании: новые горизонты образования / П. Е. Морозова, С. И. Уразаева, Е. А. Морозов // Научная мысль: традиции и инновации : Сборник научных трудов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Магнитогорск, 29–30 мая 2025 года. – Москва: ООО "Директ-Медиа", 2025. – С. 109-112.
Павлова Любовь Владимировна
- Павлова, Л. В. Аксиологические основы профессиональной подготовки учителя иностранного языка / Л. В. Павлова, А. С. Шимичев // Проблемы современного педагогического образования. – 2024. – № 83-4. – С. 84-87.
- Павлова, Л. В. Развитие информационной компетентности будущих учителей иностранного языка в процессе профессиональной иноязычной подготовки в вузе / Л. В. Павлова // Исследования и практика в социально-экономической и гуманитарной сфере : сборник статей XXXVI всероссийской (национальной) научной конференции, Санкт-Петербург, 07 октября 2024 года. – Санкт-Петербург: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2024. – С. 14-16.
- Павлова, Л. В. Ценностные ориентиры обучения иностранным языкам в новом социокультурном контексте / Л. В. Павлова // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : Тезисы докладов 83-й международной научно-технической конференции. Том 3, Магнитогорск, 21–25 апреля 2025 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2025. – С. 126.
Песина Светлана Андреевна
- Песина, С. А. Подходы к составлению словаря на основе инвариантной семантики / С. А. Песина // Текст в системе обучения русскому языку и литературе : Материалы XI Международной научно-практической конференции, Астана, 14–15 июня 2023 года. – Астана: Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, 2024. – С. 60-67.
- Песина, С. А. Исследование лексической образности на примере просторечных слов русского языка / С. А. Песина // Актуальные вопросы лингвистики, межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков в вузе : Материалы VIII Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 10 апреля 2025 года. – Екатеринбург: Уральский государственный горный университет, 2025. – С. 7-13. – DOI 10.21440/978-5-8019-0521-1-2025-7-13.
- Песина, С. А. Антропологические вехи в развитии человека и лингвистическая антропология / С. А. Песина, Л. Г. Юсупова, Е. Г. Хомякова // Актуальные вопросы лингвистики, межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков в вузе : Материалы VIII Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 10 апреля 2025 года. – Екатеринбург: Уральский государственный горный университет, 2025. – С. 26-32. – DOI 10.21440/978-5-8019-0521-1-2025-26-32.
Попова Юлия Юрьевна
- Соловьева, Н. С. Английские заимствования в китайском интернет-сленге (на материале социальных сетей) / Н. С. Соловьева, Ю. Ю. Попова // Петровские образовательные чтения. Духовно-нравственные ценности в современном российском обществе : Сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 14–19 октября 2024 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2024. – С. 257-261.
Потрикеева Елена Сергеевна
- Потрикеева, Е. С. Ассоциограммы в развитии иноязычной коммуникативной компетенции / Е. С. Потрикеева // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : Тезисы докладов 82-й международной научно-технической конференции, Магнитогорск, 22–26 апреля 2024 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2024. – С. 155.
- Михина, О. В. Профильно-ориентированный курс немецкого языка для студентов бакалавров-политиков / О. В. Михина, Е. С. Потрикеева // Russian Journal of Education and Psychology. – 2024. – Т. 15, № 5. – С. 596-621. – DOI 10.12731/2658-4034-2024-15-5SE-658.
- Потрикеева, Е. С. Технологии обучения иностранным языкам / Е. С. Потрикеева // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : Тезисы докладов 83-й международной научно-технической конференции. Том 3, Магнитогорск, 21–25 апреля 2025 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2025. – С. 134.
Пулеха Ирина Рудольфовна
- Пулеха, И. Р. Написание логически связного текста как метапредметное умение / И. Р. Пулеха, Е. Н. Чигвинцева // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. – 2024. – Т. 15, № 2. – С. 46-47.
- Пулеха, И. Р. Поликодовый характер текстов японской манги / И. Р. Пулеха // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : Тезисы докладов 83-й международной научно-технической конференции. Том 3, Магнитогорск, 21–25 апреля 2025 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2025. – С. 143.
- Пулеха, И. Р. Культура отмены сквозь призму социолингвистики и прагмалингвистики / И. Р. Пулеха, П. О. Ускова // Гуманитарно-педагогические исследования. – 2025. – Т. 9, № 2. – С. 43-52. – DOI 10.18503/2658-3186-2025-9-2-43-52.
Рахимова Нурия Мухаметовна
- Рахимова, Н. М. Традиционный урок и современный урок иностранного языка / Н. М. Рахимова, М. К. Рахмонова // Петровские образовательные чтения. Духовно-нравственные ценности в современном российском обществе : Сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 14–19 октября 2024 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2024. – С. 208-212.
- Акашева, Т. В. "Медицинское заключение" как тип текста (на материале немецкого языка) / Т. В. Акашева, Н. М. Рахимова, А. Д. Жаркова // Гуманитарно-педагогические исследования. – 2024. – Т. 8, № 4. – С. 45-53. – DOI 10.18503/2658-3186-2024-8-4-45-53.
- Рахимова, Н. М. Проблема дислексии и дисграфии при обучении иностранному языку / Н. М. Рахимова, А. Д. Жаркова // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : Тезисы докладов 83-й международной научно-технической конференции. Том 3, Магнитогорск, 21–25 апреля 2025 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2025. – С. 133.
Седлярова Ольга Михайловна
- Седлярова, О. М. Проблема передачи акцента и диалектизмов при переводе текста на иностранный язык / О. М. Седлярова, Э. А. Станкина // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : Тезисы докладов 82-й международной научно-технической конференции, Магнитогорск, 22–26 апреля 2024 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2024. – С. 200.
- Седлярова, О. М. Перевод оценочной лексики с английского языка на русский (на примере кинорецензий) / О. М. Седлярова // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : Тезисы докладов 83-й международной научно-технической конференции. Том 3, Магнитогорск, 21–25 апреля 2025 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2025. – С. 148.
- Седлярова, О. М. Опыт автоматизированного перевода (на материале технического текста) / О. М. Седлярова, Н. С. Соловьева // Гуманитарно-педагогические исследования. – 2025. – Т. 9, № 2. – С. 53-61. – DOI 10.18503/2658-3186-2025-9-2-53-61.
Соловьева Наталья Сергеевна
- Соловьева, Н. С. Имена собственные в процессе обучения иностранному языку / Н. С. Соловьева // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : Тезисы докладов 83-й международной научно-технической конференции. Том 3, Магнитогорск, 21–25 апреля 2025 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2025. – С. 132.
- Седлярова, О. М. Опыт автоматизированного перевода (на материале технического текста) / О. М. Седлярова, Н. С. Соловьева // Гуманитарно-педагогические исследования. – 2025. – Т. 9, № 2. – С. 53-61. – DOI 10.18503/2658-3186-2025-9-2-53-61.
- Соловьева, Н. С. Префикс de/де- в английских и русских неодериватах (дискурсивный анализ) / Н. С. Соловьева, В. В. Катермина // Вестник Марийского государственного университета. – 2025. – Т. 19, № 2(58). – С. 258-268. – DOI 10.30914/2072-6783-2025-19-2-258-268.
Тулина Екатерина Валерьевна
- Артамонова, М. В. Артланги в компьютерных играх: таксономия и функции / М. В. Артамонова, Р. С. Миронченко, Е. В. Тулина // Litera. – 2024. – № 10. – С. 129-140. – DOI 10.25136/2409-8698.2024.10.71853.
- Загоскина, А. В. Лингвокультурологический аспект локализации видеоигрового дискурса / А. В. Загоскина, Е. В. Тулина // Лингвистические и экстралингвистические проблемы коммуникации: теоретические и прикладные аспекты : Сборник научных трудов. – Саранск : Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, 2024. – С. 100-105.
- Тулина, Е. В. Использование искусственного интеллекта при переводе разговорной лексики / Е. В. Тулина // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : Тезисы докладов 83-й международной научно-технической конференции. Том 3, Магнитогорск, 21–25 апреля 2025 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2025. – С. 145.
Уразаева Наиля Радифовна
- Уразаева, Н. Р. Практические применения фанфикшна на уроках немецкого языка / Н. Р. Уразаева, Е. А. Теморбулатова, В. М. Весна // Современное инженерное образование: вызовы и перспективы : Материалы IV национальной научно-практической конференции, Магнитогорск, 05–06 февраля 2025 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2025. – С. 273-278.
- Уразаева, Н. Р. Средства выражения апеллятивности в немецких оферативных текстах (на примере рекламы) / Н. Р. Уразаева, С. И. Уразаева, П. Е. Морозова // Научная мысль: традиции и инновации : Сборник научных трудов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Магнитогорск, 29–30 мая 2025 года. – Москва: ООО "Директ-Медиа", 2025. – С. 251-255.
- Воробьева, М. И. Кинестетический метод обучения иностранному языку в онлайн-формате / М. И. Воробьева, Н. Р. Уразаева // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : Тезисы докладов 83-й международной научно-технической конференции. Том 3, Магнитогорск, 21–25 апреля 2025 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2025. – С. 138.
- Подробности
Научно-исследовательская работа преподавателей кафедры осуществляется в области лингвистики, методики преподавания иностранных языков, литературоведения.
На кафедре работают 12 кандидатов филологических наук, 7 кандидатов педагогических наук, 15 из них доценты ВАК. Кроме этого, на кафедре работают 2 профессора ВАК, доктор педагогических наук, руководитель магистратуры и аспирантуры по педагогическому образованию Павлова Л.В. и руководитель магистратуры по лингвистике, доктор филологических и философских наук Песина С.А.
Преподаватели кафедры ежегодно проходят курсы повышения квалификации очно и онлайн, как в Магнитогорске, в центральных вузах, так за рубежом.
Международные контакты расширяются с каждым годом. У студентов и преподавателей появилась возможность проходить стажировки и обучение по программам обмена в Австрии, Германии, Великобритании, Турции, Бразилии, США, Чехии и других странах.
В 2022 году профессор кафедры лингвистики и перевода, доктор филологических наук, доктор философских наук Песина С.А. в сотрудничестве с преподавателями, студентами и магистрантами кафедры, а также при содействии коллег из других южноуральских вузов выиграла Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» от РНФ на реализацию проекта «Когнитивно-прагматический и инвариантный подходы к исследованию современных культурно и территориально маркированных слов, используемых жителями Челябинского региона, c созданием русско-английского словаря Южно-Уральских реалий» в 2022-2024 годах. Помимо публикации широкого спектра научных работ и проведения и участия в разнообразных научно-практических конференциях, проект предполагает подготовку и выпуск англоязычной версии этнографического словаря (на бумажном и электронном носителях) с целью значительного увеличения числа пользователей уникальной информацией, повышения привлекательности интереснейшего Южноуральского региона, привлечению туристов.
В 2025 году под руководством лингвиста-когнитолога, доктора филологических и доктора философских наук, профессора кафедры лингвистики и перевода Магнитогорского технического университета Светланы Андреевны Песиной увидели свет два больших издания – «Словарь разговорного языка жителей Южного Урала» и его перевод на английский язык с комментариями. Они явились итогом научной работы языковедов из МГТУ им. Г.И. Носова, ЧелГУ, ЮУрГУ и ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского в рамках выигранного гранта по лингвистике РНФ «Когнитивно-инвариантный подход к анализу просторечной лексики жителей Южного Урала». В числе десяти членов интересного научного сотрудничества между вузами было четыре доктора наук.
- Подробности
В соответствии с действующими учебными планами кафедра работает над формированием коммуникативной, межкультурной, лингвистической и методико-дидактической компетенции студентов. Обучение осуществляется на основе учебных программ, разработанных преподавателями кафедры в рамках типового учебного плана. Программы охватывают основные этапы обучения практическому владению иностранным языком в вузе. В силу специфики языковой профильной кафедра одной из ведущих задач было и остаётся учебно-методическое обеспечение аудиторной и самостоятельной работы студентов: выпускаются учебные пособия по практике устной и письменной речи, по культуре речевого общения, пополняется новыми лекционными курсами, учебно-методическими комплексами, учебными пособиями, аудио-, видео- и текстовыми аутентичными источниками банк учебно-методических материалов. Преподаватели создают электронные версии лекционных курсов. В учебной работе широко используются аудиовизуальные и мультимедийные технические средства, современные учебные пособия с техническим обеспечением, изданные за рубежом, литература (художественная, публицистическая, дидактическая). Фонды кафедры постоянно расширяются.
- Анализ и интерпретация текста.
- Введение в литературоведение.
- Введение в теорию межкультурной коммуникации.
- Военно-политический перевод.
- Введение в переводческую профессию.
- Грамматика текста.
- Грамматический практикум.
- Деловая межкультурная коммуникация.
- Деловая переписка.
- Детская литература стран изучаемого языка.
- Дискурс.
- Игровой компонент в обучении иностранному языку.
- История и культура страны изучаемого языка.
- История литературы стран изучаемых языков.
- Использование поисковых систем в переводе.
- Когнитивные технологии в прикладной лингвистике.
- Курс специализации.
- Курсы специализации по лингвотеоретической, лингводидактической и культурологической проблематике.
- Лексикография.
- Лексикология английского языка.
- Методика преподавания второго иностранного языка.
- Методика преподавания первого иностранного языка.
- Национальная литература стран изучаемого языка.
- Общее языкознание и история лингвистических учений.
- Основы когнитивной лингвистики.
- Основы коммуникации.
- Основы перевода.
- Основы теоретической и прикладной лингвистики.
- Основы теоретической и прикладной лингвистики.
- Поэтический перевод.
- Прагматика.
- Практикум по культуре речевого общения (второй иностранный язык).
- Практикум по культуре речевого общения (первый иностранный язык).
- Практикум устного и письменного перевода (второй иностранный язык).
- Практикум устного и письменного перевода (первый иностранный язык).
- Практическая грамматика английского языка.
- Практическая фонетика английского языка.
- Практический курс второго иностранного языка.
- Практический курс первого иностранного языка.
- Практический курс перевода (второй иностранный язык).
- Практический курс перевода (первый иностранный язык).
- Практический курс испанского языка.
- Проектная деятельность.
- Семиотика.
- Современная британская литература.
- Социолингвистика.
- Специализированный перевод.
- Сравнительное культуроведение.
- Теоретическая грамматика английского языка.
- Теоретическая фонетика английского языка.
- Теория и история изучаемых языков. История языка и введение в спецфилологию.
- Теория и история изучаемых языков. Стилистика.
- Теория обучения иностранным языкам.
- Теория перевода.
- Технический перевод.
- Экономический перевод.
- Юридический перевод.
- Язык прессы.
- Языкознание.
- Подробности
Воспитательная работа со студентами является частью целостного образовательного процесса, организованного на кафедре. Ведётся большая работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, разрабатываются спецкурсы и спецсеминары по актуальным вопросам современной лингвистики и методике преподавания иностранных языков, создаются лабораторные работы и практикумы для самостоятельной учебной деятельности студентов. В учебном процессе используются методы и приёмы, стимулирующие активность студентов в аудиторное и неаудиторное время.
Индивидуальную личностно-ориентированную воспитательную работу преподаватели кафедры осуществляют в следующих формах:
- консультации студентов по вопросам организации учебно-познавательной вузовской деятельности в рамках учебного курса;
- разработки программ профессионального становления и развития студента;
- индивидуальной и коллективной научно-исследовательской работы студентов под руководством преподавателей кафедры;
- профессиональной деятельности студентов в рамках учебных практик под руководством методистов кафедры;
- консультирование студентам по вопросам получения международных грантов и участия в программах студенческого обмена;
- работы в составе инициативных групп по реализации конкретных творческих проектов (научных, педагогических, в сфере искусства и т.п.).
Студенческая жизнь — это не только процесс овладения знаниями и профессиональными навыками, но и важный этап становления и развития культуры личности, определения ее будущего социально-культурного статуса. Организация досуга студентов играет важную роль в воспитательном процессе кафедры.
Выстроенная система традиций, активная учебная, культурно-досуговая, спортивная, творческая, социальная деятельность студентов на кафедре способствуют максимальной подготовке к профессии.
В целях формирования собственных традиций проводятся следующие мероприятия: «Посвящение в первокурсники», праздники «Halloween» и «Christmas», «Последний звонок», неделя иностранного языка, фестиваль британской культуры, конкурс английской песни, Дни Австрии в г. Магнитогорске, круглые столы с современными австрийскими писателями, городской фестиваль французской песни, региональный фестиваль немецкой песни, городской фестиваль французской поэзии, католическое Рождество, конкурсы и предметные олимпиады. Специфика большинства праздников состоит в том, что они проводятся на иностранном языке. Это помогает студентам совершенствовать свои коммуникативные навыки владения иностранными языками как средством общения, приблизить учебно-речевую ситуацию к естественной и создать благоприятный психологический климат на кафедре.
Ежегодно студенты кафедры принимают участие в мероприятиях, организуемых Посольством Австрии в России (г. Москва), Гете институтом (г. Москва), DAAD (Германской службой академических обменов).
Результатом научной работы студентов является выступление с докладами на внутривузовских, российских и международных студенческих конференциях.
Преподаватели кафедры проводят мероприятия различного характера для студентов. Традиционным стало обучение по стипендии ДААД (Германия).
В 2020-2021 году студенты кафедры организовали и провели профориентационный квест для старшеклассников города «I’m Sherlocked» https://vk.com/kaflip?w=wall-199141002_267
Студентка четвертого курса кафедры получила грант на обучение в США Year Program и обучается в 2021-2022 году в Northwest College NWC (штат Вайоминг) https://vk.com/kaflip?w=wall-199141002_450
- Подробности
В 2021-2022 учебном году кафедра лингвистики и перевода работает по следующим направлениям подготовки:
Бакалавриат
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Профиль «Немецкий язык и английский язык», бакалавриат.
- Квалификации выпускника: «Бакалавр педагогического образования»
- Сроки обучения: 5 лет
- Форма обучения: очная
- Вступительные испытания: математика, обществознание, русский язык
Область профессиональной деятельности бакалавров включает образование, социальную сферу, культуру. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются обучение, воспитание, развитие, образовательные системы.
Бакалавр по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- педагогическая;
- культурно-просветительская;
- научно-исследовательская.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Профиль «Английский язык и немецкий язык», бакалавриат.
Квалификации выпускника: «Бакалавр педагогического образования»
- Сроки обучения: 5 лет
- Форма обучения: очная
- Вступительные испытания: английский язык, обществознание, русский язык
Область профессиональной деятельности бакалавров включает образование, социальную сферу, культуру. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются обучение, воспитание, развитие, образовательные системы.
Бакалавр по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- педагогическая;
- культурно-просветительская;
- научно-исследовательская.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Профиль «Английский язык и французский / испанский язык», бакалавриат.
- Квалификации выпускника: «Бакалавр педагогического образования»
- Сроки обучения: 5 лет
- Форма обучения: очная
- Вступительные испытания: иностранный язык, обществознание, русский язык
Область профессиональной деятельности бакалавров включает образование, социальную сферу, культуру. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются обучение, воспитание, развитие, образовательные системы.
Бакалавр по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- педагогическая;
- культурно-просветительская;
- научно-исследовательская.
45.03.02 Лингвистика. Профиль «Перевод и переводоведение» (английский и испанский языки).
- Квалификации выпускника: «Бакалавр лингвистики»
- Сроки обучения: 4 года
- Форма обучения: очная
- Вступительные испытания: английский язык, обществознание, русский язык
Область профессиональной деятельности бакалавров включает образование, социальную сферу, культуру. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются обучение, воспитание, развитие, образовательные системы, перевод, лингвистическое сопровождение.
Бакалавр по направлению подготовки 44.03.02 Лингвистика готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- педагогическая;
- культурно-просветительская;
- научно-исследовательская.
Специалитет
45.05.01 Перевод и переводоведение. Специализация «Специальный перевод», (английский-немецкий).
- Квалификации выпускника: «Переводчик»
- Сроки обучения: 5 лет
- Форма обучения: очная
- Вступительные испытания: английский язык, обществознание, русский язык
Область профессиональной деятельности специалистов включает лингвистику, социальную сферу, культуру. Объектами профессиональной деятельности специалистов являются перевод и переводоведение.
Специалист по направлению подготовки 45.05.01 Перевод и переводоведение готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- переводческая;
- научно-исследовательская.
Магистратура
45.04.02 Лингвистика. Направленность / профиль «Лингвистика и межкультурная коммуникация» (с применением дистанционных образовательных технологий)
- Квалификации выпускника: «Магистр лингвистики»
- Сроки обучения: 2 года 4 месяца
- Форма обучения: дистанционная
- Вступительные испытания: мотивационное письмо, собеседование по портфолио
Область профессиональной деятельности магистров включает лингвистику и образование. Объектами профессиональной деятельности магистров являются образовательные системы, лингвистика, научно-исследовательская деятельность.
Магистр по направлению подготовки 45.04.02 Лингвистика и межкультурная коммуникация (с применением дистанционных образовательных технологий) готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- педагогическая;
- культурно-просветительская;
- научно-исследовательская.
Аспирантура
44.06.01 Образование и педагогические науки. Направленность / профиль 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык)»
Руководитель аспирантуры доктор педагогических наук Павлова Л.В.
- Квалификации выпускника: «кандидат педагогических наук»
- Сроки обучения: 3 года 11 месяцев
- Форма обучения: заочная
- Вступительные испытания: методика преподавания иностранных языков (письменный тест)
Область профессиональной деятельности кандидатов педагогических наук включает образование. Объектами профессиональной деятельности кандидатов педагогических наук являются образовательные системы и научно-исследовательская деятельность.
Кандидат филологических наук по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки, профиль 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- педагогическая;
- культурно-просветительская;
- научно-исследовательская.
- Подробности
Ф.И.О. | Нечётная неделя | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | |
Акашева Татьяна Валентиновна | 14.00-15.00 ауд.А16. Ленина 26 | |||||
Артамонова Мария Валериевна | 10.30-11.30 ауд.230. Ленина 26 | |||||
Баклыкова Татьяна Юрьевна | 12.00-13.00 ауд.230. Ленина 26 | |||||
Барышникова Юлия Викторовна | 9.00-10.00 ауд.230. Ленина 26 | |||||
Величко Мария Александровна | 15.30-16.30 ауд.230. Ленина 26 | |||||
Вторушина Юлиана Леонидовна | 14.00-15.00 ауд.230. Ленина 26 | |||||
Исмагилова Ольга Сергеевна | 10.00-11.00 ауд.А16. Ленина 26 | |||||
Мелехова Юлия Борисовна | 12.00-13.00 ауд.230. Ленина 26 | |||||
Михина Ольга Викторовна | 10.00-11.00 ауд.230. Ленина 26 | |||||
Морозов Евгений Александрович | 10.00-11.00 ауд.101. Ленина 26 | |||||
Павлова Любовь Владимировна | 12.00-13.00 ауд.225. Ленина 26 | |||||
Песина Светлана Андреевна | 12.00-13.00 ауд.225. Ленина 26 | |||||
Попова Юлия Юрьевна | 9.00-10.00 ауд.230. Ленина 26 | |||||
Потрикеева Елена Сергеевна | 11.00-12.00 ауд.230. Ленина 26 | |||||
Пулеха Ирина Рудольфовна | 12.00-13.00 ауд.230. Ленина 26 | |||||
Рахимова Нурия Мухаметовна | 9.00-10.00 ауд.А16. Ленина 26 | |||||
Седлярова Ольга Михайловна | 09.00-10.00 ауд.230. Ленина 26 | |||||
Соловьева Наталья Сергеевна | 12.00-13.00 ауд.230. Ленина 26 | |||||
Тулина Екатерина Валерьевна | 12.00-13.00 ауд.230. Ленина 26 | |||||
Уразаева Наиля Радифовна | 10.00-11.00 ауд.А16. Ленина 26 |
Ф.И.О. | Чётная неделя | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | |
Акашева Татьяна Валентиновна | 12.00-13.00 ауд.А16. Ленина 26 | |||||
Артамонова Мария Валериевна | 10.30-11.30 ауд.230. Ленина 26 | |||||
Баклыкова Татьяна Юрьевна | 12.00-13.00 ауд.230. Ленина 26 | |||||
Барышникова Юлия Викторовна | 9.00-10.00 ауд.230. Ленина 26 | |||||
Величко Мария Александровна | 15.30-16.30 ауд.230. Ленина 26 | |||||
Вторушина Юлиана Леонидовна | 14.00-15.00 ауд.230. Ленина 26 | |||||
Исмагилова Ольга Сергеевна | 11.00-12.00 ауд.А16. Ленина 26 | |||||
Мелехова Юлия Борисовна | 12.00-13.00 ауд.230. Ленина 26 | |||||
Михина Ольга Викторовна | 12.00-13.00 ауд.230. Ленина 26 | |||||
Морозов Евгений Александрович | 10.00-11.00 ауд.101. Ленина 26 | |||||
Павлова Любовь Владимировна | 12.00-13.00 ауд.225. Ленина 26 | |||||
Песина Светлана Андреевна | 12.00-13.00 ауд.225. Ленина 26 | |||||
Попова Юлия Юрьевна | 9.00-10.00 ауд.230. Ленина 26 | |||||
Потрикеева Елена Сергеевна | 14.00-15.00 ауд.230. Ленина 26 | |||||
Пулеха Ирина Рудольфовна | 9.00-10.00 ауд.230. Ленина 26 | |||||
Рахимова Нурия Мухаметовна | 09.00-10.00 ауд.А16. Ленина 26 | |||||
Седлярова Ольга Михайловна | 9.00-10.00 ауд.230. Ленина 26 | |||||
Соловьева Наталья Сергеевна | 11.00-12.00 ауд.230. Ленина 26 | |||||
Тулина Екатерина Валерьевна | 09.00-10.00 ауд.230. Ленина 26 | |||||
Уразаева Наиля Радифовна | 10.00-11.00 ауд.А16. Ленина 26 |
- Подробности
Кафедра лингвистики и перевода образована 10.01.2020 путем объединения двух кафедр – английского языка и романо-германской филологии и перевода.
Кафедра английского языка была основана в 1962 году. Первым заведующим кафедрой английского языка был назначен кандидат филологических наук, доцент Я. Г. Биренбаум, который возглавлял ее до 1975 года. Будучи сам талантливым ученым, защитив докторскую диссертацию, Я. Г. Биренбаум также вовлек в научную деятельность своих коллег. При его поддержке стали кандидатами наук те, кто внес огромный вклад в становление и развитие направления «Лингвистика и перевод» Института истории, филологии и иностранных языков: канд. филол. наук, проф. Л. И. Швыдкая, канд. филол. наук, доценты В. П. Казикина и С. И. Вяльцева и др.
В 1972 г. была основана кафедра немецкого языка, и первым её заведующим стал Илья Наумович Горелов (1973–1976 гг.). С 1976 по 1983 гг. кафедрой руководила Валерия Вениаминовна Землянухина. И. Н. Горелов и В. В. Землянухина положили начало научным поискам, исследовательской работе преподавателей. С 1983 г. до 2012 г. кафедру возглавляла канд. филол. наук, проф. Анна Алексеевна Кузина. С 2012 г. заведующей кафедрой являлась канд. филол. наук, доц. Акашева Татьяна Валентиновна. Первыми преподавателями, выпустившими «армию» учителей немецкого языка, были С. М. Бердышева, Г. И. Кравченко, А. А. Вольф, Б. И. Лашинис, М. Е. Гладышева, Э. В. Кологривова. Большой вклад в подготовку специалистов внесли доц. Маргарита Михайловна Кинибаева и кандидат филол. наук, проф. Галина Ивановна Васина, на протяжении 20 лет (1989–2009 гг.) руководившая факультетом иностранных языков.
Кафедра французского языка была создана в сентябре 1976 г. в результате разделения общей кафедры немецкого и французского языков. На кафедре тогда было 7 человек и руководила ею канд. филол. наук, доц. Лидия Васильевна Иванова. С 1979 по 1986 гг. кафедрой заведовал канд. филол. наук, доц. Юрий. Александрович Милешин, затем канд. филол. наук, доц. Роза Гафаровна Коваленко. С 2001 по 2014 г. кафедрой руководила канд. пед. наук, доц. Галина Александровна Овсянникова.Преподавание французского языка в институте велось с 1952 г., а отделение французского языка на филологическом факультете было открыто в 1962 г. У истоков этого отделения стояли такие преподаватели, как Б. Я. Котляр, Г. Г. Боровенская (Багаева), Г. В. Конькина, С. М. Маркова.
С 7 октября 2011 г. кафедра немецкого языка была переименована в кафедру германской филологии и перевода, кафедра французского языка в кафедру романской филологии и перевода.
В 2014 г. эти кафедры были объединены в кафедру романо-германской филологии и перевода. В 2020 году кафедры романо-германской филологии и английского языка были объединены в кафедру лингвистики и перевода под руководством канд. филол. наук, доц. Акашевой Татьяны Валентиновны. В настоящее время кафедра лингвистики и перевода является коллективом единомышленников с высоким научным и педагогическим потенциалом, включающим в себя профессоров, доцентов и старших преподавателей.
С 2020 года кафедра лингвистики и перевода успешно осваивает новые направления подготовки и форматы обучения, как-то: заочная магистратура 44.04.01 Педагогическое образование. Направленность / профиль «Современные технологии обучения иностранным языкам» и 45.04.02 Лингвистика. Направленность / профиль «Современная лингвистика и межкультурная коммуникация в условиях этнокультурного разнообразия» (год выпуска 2021); дистанционная магистратура 45.04.02 Лингвистика. Направленность / профиль «Лингвистика и межкультурная коммуникация» (с применением дистанционных образовательных технологий) (год выпуска 2024); 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Профиль «Английский язык и китайский язык», бакалавриат – китайский язык с первого года обучения (год выпуска 2027).