Преподаватели кафедры активно занимаются научной работой, ежегодно участвуют в международных, всероссийских, региональных конференциях, публикуют результаты своих научных исследований в монографиях, учебных, учебно-методических пособиях, статьях.

Исследовательская работа членов кафедры психологии осуществляется в рамках научной темы «Психологические проблемы бытия человека в современном обществе». Главная цель исследования состоит в разработке и апробации целостной концепции становления и развития личности специалиста в современных социально-экономических условиях, в теоретическом и прикладном обосновании комплекса средств, позволяющих обеспечить эффективную реализацию данного процесса.

В 2016/2017 учебном году кафедрой организованы и проведены научные конференции:

  1. Modern developmental psychology: main trends and prospects of research : materials of the II international scientific conference on September 20–21, 2016. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2016. Вторая Международная научно-практическая конференция «Современная возрастная психология: основные направления и перспективы исследования». Конференция НИЦ Соцеосфера, 20-21 октября 2016. (отв. Степанова О.П.)
  2. Региональная конференция «Гештальттерапия: психотерапия семейных отношений», кафедра психологии ИГО ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова», 3 ноября 2016 г. (отв. Хабибулин Д.А.)
  3. VII Межрегиональная конференция «Психологическое сопровождение жизненного пути человека в современных условиях» 28 апреля – 3 мая, 2017. (отв. Степанова О.П.)

В период с 2010 г. по 2014 г. на основе выполненных научных исследований защищены:

  • диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук М.В. Мусийчук «Когнитивные механизмы структуры комического: философско-методологические аспекты». Новосибирск, 2012 г.;
  • диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук А.Р. Акимовой «Особенности уверенности и общительности студентов на разных этапах социально-психологической адаптации в вузе». Москва, 2012 г.;
  • диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук  Е.Р. Тумбасовой  «Особенности "Образа Я" и ценностных ориентаций личности при переходе к взрослости». Челябинск, 2012 г.  

Международная деятельность

2019 год

  1. Поданные заявки в российские фонды совместно с зарубежными партнёрами
  • Заявка подана профессор Мусийчук М.В., доцент Русляковой Е.Е., доцент Шпаковской Е.Ю. № 20-513-00023. Тема: Виктимизация и сценарии виктимных супружеских и детско-родительских отношений в семейной системе: феноменология, социокультурные особенности, религиозно-психологические и психолого-педагогические механизмы превенции. Совместно с Барановический государственный университет, Белоруссия.
  1. Студенты, обучающиеся за рубежом по программе академической мобильности

    Багаутдинова Элина Фаритовна (ИПСД-17) Италия, Миланский государственный университет (6 месяцев).

  1. Студенты, обучающиеся за рубежом по программе академической мобильности

Багаутдинова Элина Фаритовна (ИПСД-17) Италия, Миланский государственный университет (6 месяцев).

2020 год

  1. Поданные заявки в российские фонды совместно с зарубежными партнёрами

Заявка подана доц. Русляковой Е.Е. № 20-58-18006 Болг_а. Тема: Разработка фундаментального социо-технического подхода к внедрению децентрализованного электроснабжения в России на основе опыта Болгарии. Совместно с Высшим военно-морским училищем. Болгария София

 

  1. Онлайн вебинары иностранных ученых/преподавателей.

Участие в вебинаре Барановического государственного университета, Белоруссия, г. Барановичи. Ведущая декан факультета педагогики и психологии, к. психол. наук Т.Е. Яценко http://ps.barsu.by/. Тема: «Дисфункциональное взаимодействие в системе «взрослый – виктимный ребенок». 16.12.2020. С стороны кафедры участвовали профессор Мусийчук М.В., доцент  Руслякова Е.Е. доцент Токарь О.В. и студенты двух групп.

  1. Совместные публикации с иностранными учеными.
  • Мусийчук М.В., Яценко Т.В. Виктимность как фактор риска аддиктивного поведения подростков на основе выявления предикторов зависимостей // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 1 (69). С. 44-51. (ВАК)
  • Мусийчук М.В., Дик П.Ф. Концепт «оптимизм» на примере дневника А.Н. Державина периода Великой отечественной войны // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Тезисы докладов 78-й международной научно-технической конференции. 2020. С. 431. (Казахстан)
  • Мусийчук М.В., Яценко Т.Е. О превенции виктимного поведения средствами креативности и юмора // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Тезисы докладов 78-й международной научно-технической конференции. 2020. С. 434. (Белоруссия)
  1. Участие в международных конференциях

Проф. Мусийчук М.В. (6 конференций), доц. Руслякова Е.Е. (1 конференция), Токарь О.В. (1 конференция), доц. Тумбасова Е.Р. (1 конференция).

Подана статья в журнал «Гуманитарно-педагогические исследования» по итогам участия кафедры психологии в конференциях 2020.

2021 год

  1. Кафедра психологии приняла участие в III Зимних научных чтениях Барановичеснского государственного университета (БарГУ) по результатам научных исследований студентов БарГУ специальности «Практическая психология» 01.2021 (Студенты Кудрявцев Ж.Б., Ишимова О., Багаутдинова Э. Ф., Стрелкова А. А., Погорельская Н.В.).
  2. Кафедра психологии приняла участие в организационном форуме Ассоциации студентов Узбекистана (Самаркандский государственный университет) «Samarkand state university» 22.01.2021 (Студенты Кудрявцев Ж.Б., Багаутдинова Э. Ф., Стрелкова А. А., Погорельская Н.В.)

Инновационные разработки

I. Технологии проектной и научно-исследовательской деятельности

Цель: оптимальный выбор современных подходов, методов, методик и приемов психологического исследования:

  • при изучении актуальных и малоизученных проблем современной психологии;
  • при апробации и применении современных методов и методик в психологическом исследовании;
  • при конструировании схем и разработке инструментария для решения актуальной практической задачи с перспективой последующего внедрения в практику;
  • при практическом исполнении актуальных социальных заказов  от организаций и учреждений города, района, страны.

Предлагаемые технологии предусматривают проблемный характер, практическую направленность, активные формы и методы повышения эффективности обучения студентов-психологов, позволяют поддерживать их научно-исследовательский интерес, высокую учебную мотивацию, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности, формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность. Выполнение проектных и научно-исследовательских работ студентов под руководством преподавателей кафедры психологии предусматривает планирование и осуществление психологического исследования, разработку практических рекомендаций, коррекционных и развивающих программ, а также внедрение результатов исследования в виде психологического сопровождения профессиональной деятельности.

Области применения технологий:

1. Технология (методология, теория и практика) психологического сопровождения в психологии развития и возрастной психологии. Специальное проектирование возрастных нормативов (как определенного комплекса индивидуальных способностей ребенка в конкретном возрастном интервале) и критериев развития на разных этапах онтогенеза. Психологическое исследование возрастно-нормативных моделей развития личности, педагогическое конструирование образовательных программ и технологий реализации этих моделей. Руководитель: кандидат пед. наук, доцент Токарь О.В.

2. Технология (методология, теория и практика) психологического сопровождения в юридической психологии, пенитенциарной психологии, консультативной психологии. Психологическое сопровождение личности правонарушителя. Руководитель: кандидат психол. наук, доцент Разумова Е.М.

3. Технология (методология, теория и практика) психологического сопровождения в медицинской психологии и психотерапии. Руководитель: кандидат психол. наук, доцент Степанова О.П.

4. Технология (методология, теория и практика) психологического сопровождения при нарушениях развития детей и подростков, в частности – соматически больного ребенка и инвалидов. Руководитель: кандидат психол. наук, доцент Руслякова Е.Е.

II. Личностно-ориентированные технологии

Цель: создание условий личностного становления учащихся в сфере развития их способностей, знаний, умений, навыков, способов деятельности и компетентностей. Технология предусматривает внедрение в учебный процесс и использование возможностей психологической диагностики, а также активных форм и методов групповой работы (ролевые, деловые игры, дискуссии) для самопознания особенностей проявления и развития психических процессов, состояний и личностных свойств обучающихся, социально-психологических особенностей их деятельности и общения. 

Предлагаемые технологии предусматривают освоение учащимися образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями. Оценка личных достижений и потенциальных возможностей обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развития самооценки, творческих способностей, волевой регуляции, ответственности.

Области применения технологий:

1. Технология (методология, теория и практика) самосознания личности, изучение ценностных ориентаций, смысла жизни личности. Руководитель: кандидат психол. наук, доцент Тумбасова Е.Р.

2. Технология (методология, теория и практика) философских и психологических проблем изучения юмора и остроумия. Руководитель: доктор филос. наук, профессор Мусийчук М.В.

3. Технология (методология, теория и практика) психологического сопровождения одаренных детей. Руководитель: кандидат пед. наук, доцент Токарь О.В.

4. Технология (методология, теория и практика) социального познания и социального интеллекта личности, межличностного взаимодействия, восприятия и понимания друг друга. Руководитель: кандидат психол. наук, доцент Юшачкова Т.Б.

5. Технология (методология, теория и практика) гештальт-терапии. Руководитель: ст. преподаватель Тихонина Т.А.

6. Технология (методология, теория и практика) телесно-ориентированной терапии. Руководитель: доцент Кобзев Е.А.

III. Информационно-коммуникативные технологии

Цель: расширение для обучающихся возможностей и повышение эффективности поиска и передачи информации, преобразования характера умственной деятельности.

Предлагаемые технологии включают:

1. Создание собственной мультимедийной библиотеки информационных ресурсов и аппаратно-программных средств, обеспечивающих хранение, обработку и передачу информации по актуальным и перспективным направлениям и отраслям психологической науки и практики – обучающие фильмы, электронные  тесты, презентации, лабораторные практикумы.

2. Технология оптимизации математических методов и компьютерного моделирования в психологических исследованиях.

Руководитель:кандидат пед. наук, доцент Хабибуллин Д.А.

IV. Здоровьесберегающие и оздоровительные технологии

Цель: внедрение в учебный процесс кафедры психологии обучающих приемов и методов сохранения и укрепления здоровья, использование возможностей учебных дисциплин для акцентирования вни­мания по вопросам ЗОЖ; интеграция профилактических, просветительских и развивающих мероприятий по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ), адаптации и поддержанию психологической гигиены обучающихся.

Предлагаемые технологии предусматривают распространение передового педагогического опыта и внедрение достижений психолого-педагогической науки в практику. Использование теоретических и практических новшеств для формирования психологической грамотности и психологической культуры населения.

Области применения технологий:

1. Технология коррекции определенных психологических особенностей, затрудняющих социальную адаптацию студентов развитие психологических и личностных свойств, социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни; создание благоприятного доверительного климата в коллективе и условий для успешной психологической адаптации студентов.

Групповые формы работы:

  • организация профилактических семинаров-лекций: «Психическое здоровье и профилактика суицида», «Основания для приема психоактивных веществ», «Альтернативы зависимому поведению», «Стереотипы здорового стиля поведения», «Потенциалы личности – источник здоровья и благополучия», «Путь к удовольствию: норма и патология»;
  • организация профилактических и развивающих тренингов: ресурсы стрессоустойчивости, тренинг эффективного взаимодействия и общения, тренинг уверенного поведения;
  • оказание целенаправленной помощи по социально-психологической адаптации студентов первого курса и иногородних студентов;
  • выполнение текущих заявок на проведение группового психологического обследования учебных студенческих групп в целях выявления и предупреждения среди студентов причин и механизмов нарушения деятельности, общения, поведения и развития личности.

Индивидуальные формы работы:

  • оказание адресной диагностической, консультативной, психокоррекционной и психотерапевтической помощи по индивидуальным запросам студентов в решении актуальных психологических проблем личностной сферы и межличностного взаимодействия;
  • содействие родителям (законным представителям) и сотрудникам вуза в осуществлении психолого-педагогической, воспитательной, социальной и развивающей работы со студентами, а также по вопросам планирования шагов и действий при возникновении кризисных ситуаций в вузе, преодоления последствий ситуации кризиса и посткризисного сопровождения.

Руководитель: кандидат психол. наук, доцент Степанова О.П.

2. Технология развития системы специальной подготовки педагогических кадров:

  • организация конференций внутривузовского, регионального и международного уровней по проблемам здоровья личности и ее адаптации в современном обществе, выпуск монографий, сборников научных статей, тезисов и докладов конференций на темы, связанные с разными аспектами ЗОЖ;
  • подготовка студентов-волонтеров по проведению профилактических занятий, уроков здоровья и физкультурных занятий в образовательных учреждениях, в том числе в подростковых клубах, на дворовых площадках и т.д.;
  • проведение студентами и преподавателями круглых столов, лекций, бесед с учащимися общеобразовательных школ, учреж­дений начального и среднего профессионального образования по вопросам профилактики и пропаганды ЗОЖ.
  • сотрудничество с образовательными, медицинскими, психологическими и другими учреждениями города и региона в целях своевременного обеспечения достоверной и разноплановой информации о концептуальных и методических основах ведения профилактики пропаганды ЗОЖ.

Руководитель: кандидат психол. наук, доцент Степанова О.П.