XXI век — время прорывных технологий и невероятных инноваций, создавать которые — профессия завтрашнего дня! Наука стала сферой, где талантливая молодежь может найти себя и успешно развиваться.

Сегодня Россия взяла курс на инновационный прорыв. Национальный проект «Наука и университеты» реализуется согласно указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Его ключевая задача — воспитание и поддержка нового поколения ученых, способных совершать великие открытия.

В рамках нацпроекта «Наука и университеты» выделяются значительные средства на поддержку ученых и создание научных центров с первоклассными условиями для исследовательской работы. Кроме этого, проводится работа по строительству и модернизации научно-исследовательского флота, совершенствованию цифровой инфраструктуры, а также созданию комфортных условий для школьников, студентов, научных работников и педагогов.

ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» входит в число участников Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня «Передовые производственные технологии и материалы» (УМНОЦ): умноц.рф

Уральский межрегиональный научно-образовательный центр мирового уровня «Передовые производственные технологии и материалы» (УМНОЦ) создан для объединения потенциалов образовательных и научных организаций реального сектора Свердловской, Челябинской и Курганской областей https://rutube.ru/video

Центр участвует в получении конкурентоспособных технологий и продуктов и их последующей коммерциализации, а также подготовке кадров для решения научно-технологических задач с целью прорывного развития по приоритетным направлениям и повышения конкурентоспособности экономик субъектов в периметре центра.

От МГТУ им. Г.И. Носова в состав основных технологических проектов УМНОЦ входят крупные НИОКР, реализуемые Инжиниринговым центом (http://ic.magtu.ru) и Научно-исследовательской лабораторией «Механика градиентных наноматериалов им. А.П. Жиляева» (http://lmgn.magtu.ru).

С 28.11. по 02.12.2022 в МГТУ им. Г.И. Носова прошел VII Международный научный семинар «Magnitogorsk Materials Week 2022», посвященный памяти выдающегося ученого в области инжиниринга наноструктурированных материалов Александра Жиляева. Организатором «Магнитогорской недели материалов» является лаборатория «Механика градиентных наноматериалов им. А.П. Жиляева». На протяжении пяти дней программы конференции известные материаловеды из Москвы, Челябинска и Екатеринбурга выступили в рамках пленарных лекций, а также представили научные доклады по таким тематикам, как физика и механика градиентных, бимодальных и гетерогенных металлических наноматериалов повышенной прочности и пластичности для перспективных конструкционных приложений https://matweek.com

Президент России Владимир Путин объявил 2022-2031 гг. Десятилетием науки и технологий. Десятилетие науки и технологий в России включает в себя комплекс инициатив, проектов и мероприятий. Все они направлены на усиление роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны наука.рф

В рамках Десятилетия науки и технологий Челябинской области планируется реализация более 100 социально значимых проектов в области науки и технологий, среди которых экскурсии по научным лабораториям для детей и молодежи, программы по коммерциализации научных достижений, открытие новых передовых исследовательских центров и лабораторий с современным научным оборудованием.

МГТУ им. Г.И. Носова предложен ряд мероприятий в разрабатываемый в настоящее время региональный план Десятилетия науки и технологий Челябинской области.

Наиболее значимые мероприятия и результаты реализации национального проекта «Наука и университеты» по итогам 2022 года

Наиболее значимые мероприятия и результаты реализации национального проекта «Наука и университеты» по итогам 2023 года

Вопросы и ответы

Что такое НОЦ и зачем они нужны?

Научно-образовательный центр мирового уровня – поддерживаемое субъектом Российской Федерации объединение без образования юридического лица федеральных государственных образовательных организаций высшего образования и (или) научных организаций с организациями, действующими в реальном секторе экономики, и осуществляющий деятельность в соответствии с программой деятельности центра.

Научно-образовательные центры (НОЦ) создаются в регионах с учетом местных направлений и нужд. Прежде всего НОЦ призваны наладить связь между тем, что происходит в лабораториях, и бизнесом.

Чем будут заниматься НЦМУ?

Научные центры мирового уровня различаются по типам и создаются в целях осуществления прорывных исследований преимущественно фундаментального и поискового характера, направленных на решение задач, соответствующих мировому уровню актуальности и значимости. Они призваны объединить для решения масштабных экономических и научных задач потенциал ведущих университетов, научных организаций и предприятий реального сектора.

Какую поддержку могут получить молодые ученые?

На государственном уровне для молодых ученых, осуществляющих перспективные исследования по направлениям научно-технологического развития и модернизации российской экономики, установлена система мер поддержки – финансовых, социальных и профессиональных.

Финансовая поддержка включает в себя гранты Президента Российской Федерации для молодых кандидатов и докторов наук, президентские и правительственные стипендии для молодых ученых и аспирантов, а также гранты, предоставляемые фондами поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. Социальная поддержка связана с вопросом обеспечения молодых ученых жильем. Что касается профессиональной поддержки, то здесь она связана с созданием научно-образовательных и научных центров мирового уровня, а также запуском федерального проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации», который направлен на обновление приборной базы.

На что направлена работа инжиниринговых центров?

Развитие кооперации между наукой и крупными российскими предприятиями – одна из приоритетных задач нацпроекта «Наука и университеты». Важную роль в коммерциализации научных исследований и разработок, а также их трансфере в реальный сектор экономики играют инжиниринговые центры.

Благодаря работе Инжиниринговых центров увеличивается эффективность осуществления вузами научной и образовательной деятельности, расширяется спектр фундаментальных и прикладных исследований. Создание инжиниринговых центров позволяет обеспечить коммерциализацию и вывод на рынок результатов исследований и разработок, а также ускорить процесс импортозамещения.

Какие задачи реализуются в рамках развития инфраструктуры?

В задачи нацпроекта входит обеспечение передовой инфраструктуры для научных исследований, включая обновление приборной базы ведущих организаций, а также создание уникальных научных установок класса «мегасайенс». Кроме этого, запланировано строительство и модернизация научно-исследовательского флота, совершенствование цифровой инфраструктуры, создание комфортных условий для школьников, студентов, научных работников и педагогов.

Что представляет собой программа «Приоритет 2030»?

«Приоритет 2030» представляет собой программу государственной поддержки российских университетов, цель которой сформировать к 2030 году более сотни прогрессивных современных учебных заведений — центров научно-технологического и социально-экономического развития страны. Программа направлена на повышение конкурентоспособности России в области образования, науки и технологий. Она также призвана поддержать вклад российских университетов в достижение национальных целей развития России до 2030 года.

Рабочие программы учебных дисциплин (модулей) и программы практик
1 Иностранный язык в профессиональной деятельности
2 Интеллектуальные системы в дистанционном образовании
3 Интеллектуальные системы поддержки принятия решений
4 Интеллектуальный анализ данных в образовании
5 Искусственные нейронные сети
6 Искусственный интеллект и машинное обучение
7 Математические методы в психолого-педагогических исследованиях
8 Методология и методы научного исследования
9 Основы программирования на языке Python
10 Основы научной коммуникации
11 Практикум по разработке цифровых образовательных ресурсов с использованием искусственного интеллекта
12 Преподавание основ искусственного интеллекта в основном и дополнительном образовании
13 Преподавание основ искусственного интеллекта в профессиональном образовании
14 Проектирование и мониторинг в образовании
15 Социально-гуманитарные аспекты искусственного интеллекта
16 Стратегический менеджмент в образовании
17 Структурное моделирование психолого-педагогических исследований
18 Управление проектами в образовании
Рабочие программы учебных дисциплин (модулей) и программы практик
1 Автоматизация прокатного производства
2 Аддитивные технологии в металлургии
3 Инженерная психология
4 Инновационное предпринимательство
5 Иностранный язык в профессиональной деятельности
6 Иностранный язык
7 Искусственные нейронные сети
8 Искусственный интеллект и машинное обучение
9 Компьютерное моделирование прокатки
10 Контроль технологических процессов на метпредприятиях с использованием искусственного интеллекта
11 Литейно-прокатные агрегаты
12 Менеджмент качества
13 Методология и методы научного исследования
14 Моделирование и оптимизация технологических процессов
15 Моделирование металлургических процессов
16 Модифицирование поверхностей
17 Организация научно-практических исследований
18 Организация, математическое планирование и проведение эксперимента
19 Основы научной коммуникации
20 Основы программирования на языке Python
21 Патентоспособность и показатели технического уровня разработок
22 Прикладная термодинамика и кинетика
23 Проектирование технологических процессов с использованием искусственного интеллекта
24 Ресурсо- и энергосбережение в металлургии
25 Роль материаловедения в технологических процессах производства изделий
26 Современные конструкционные и инструментальные материалы
27 Современные методы исследования материалов и процессов
28 Современные проблемы литейного производства и материаловедения
29 Специальные чугуны и стали
30 Теория и технологии непрерывной разливки стали
31 Теория и технология процессов производства стали
32 Технологии и оборудование прокатного производства
33 Топологическая оптимизация элементов конструкций
34 Философские проблемы науки и техники
35 Формирование обучающих наборов данных в металлургии
36 Цифровизация процесса непрерывной разливки стали
37 Цифровые двойники в прокатном производстве
38 Экспертиза металлов и металлоизделий