Работа со студентами на кафедре права и культурологи проводится в трех направлениях.

Воспитательная работа

Цель: формирование толерантной, комфортной среды, где главное место занимают партнерские отношения между старшими наставниками (преподавателями) и студентами

Мероприятия:

  • кураторская работа, проведение кураторских часов
  • беседы зав. кафедрой ПиК со студентами, имеющие воспитательный характер
  • формирование эстетической среды: посещение театров города с последующим обсуждением мероприятий
  • совместное участие преподавателей и студентов в научных конференциях, их подготовка и организация
  • участие в социальных акциях, мероприятиях вузовского, городского и др. характера.

Учебная работа

Учебно-методические инновации кафедры ПиК в процессе работы со студентами связаны с применением интерактивных методов обучения.

Слово "интерактив" образовано от слова "interact" (англ.), где "inter" - взаимный, "act" - действовать. "Интерактивность" означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога.

По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и студентов: активность преподавателя уступает место активности студентов, а задачей преподавателя становится создание условий для инициативы.

Цель данной работы состоит в определении функций и направлений использования интерактивных форм обучения в учебном процессе, а также возможностей их применения в преподавании дисциплин культурологической и правоведческой направленности.

Значение использования в образовательном процессе интерактивных методов обучения заключается, прежде всего, в повышении качества подготовки специалистов.

Интерактивные методы обучения позволяют формировать знания, умения и навыки путем вовлечения студентов в активную учебно-познавательную деятельность.

Понятие "интерактивные методы обучения" распространяется на достаточно обширную группу приемов и способов проведения теоретических и особенно практических занятий.

Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают активные методы обучения:

  • чтение проблемных лекций и докладов с активным участием студентов,
  • проведение деловых игр,
  • тесты,
  • анкетирование,
  • индивидуальные беседы и тренинги,
  • организация работы парами и в командах.

Возможные виды лекционных занятий.

Лекция вдвоем ("блочная" лекция) - проводится двумя преподавателями, стоящими на разных позициях при трактовке определенных тем курса. Она может также проводиться преподавателем и хорошо подготовленными студентами. Основное значение такой лекции состоит, во-первых, в том, чтобы компетентно осмыслить ту или иную позицию с различных точек зрения. Во-вторых, такая лекция позволяет лучше акцентировать внимание студентов на наиболее важной информации. Она учит студенческую аудиторию выделять главное и акцентировать на нем внимание.

Лекция-брифинг позволяет студентам, получив инструкции, задать вопросы, высказать свои мысли, рассуждать вместе с преподавателем. Студентам раздается инструкция, по которой преподаватель ведет свои рассуждения. Студенты, первично осмыслив материал, задают вопросы, высказывают суждения. Затем выдается следующая инструкция и т.д. Лекция с ошибками обычно используется для закрепления ранее изученного материала и контроля за усвоением. Содержание лекций обычно отпечатывается на отдельных листах и предлагается для самостоятельного изучения студентам. Они должны обнаружить в тексте ошибки и обосновать суть ошибок при последующем коллективном обсуждении текста лекции. Такая форма обучения способствует формированию умения осуществлять самоконтроль при изучении теоретического материала.

Лекция-дискуссия развивает критическое мышление, активизирует процесс принятия материала, способствует более глубокому его пониманию. Между изложением логических разделов лекции педагог организует беглый обмен мнениями. Участники дискуссии могут высказывать свое мнение с места, не вставая. Дискуссия может проводиться также в конце занятия по всему содержанию лекции. Данный вид лекции оживляет учебный процесс, позволяет лектору управлять коллективным мнением аудитории.

Лекция-консультация формирует у студентов умение задавать вопросы. Способствует усвоению материала для его практического применения. Она предпочтительна при изучения темы с выраженной практической направленностью. Могут быть следующие варианты ее организации.

  1. Вопрос - ответы. Преподаватель излагает учебный материал (на это уходит 50-70 % лекционного времени), он акцентирует внимание на ряде нюансов практического применения рассматриваемого теоретического положения, остальное время отвечает на вопросы студентов.
  2. Вопросы - ответы - дискуссия. За несколько дней до занятия преподаватель знакомит студентов с темой и собирает вопросы в письменном виде. Первая часть занятия проводится в виде изложения основных положений темы и ответов на вопросы аудитории. Вторая часть проходит в форме свободного обмена мнениями по данной проблеме и ответов на дополнительные вопросы студентов. В заключение преподаватель подводит итоги дискуссии.

Интерактивные методы обучения весьма эффективны при проведении семинарских занятий. Среди них, прежде всего, можно выделить.

Варианты проведения семинарских занятий в нетрадиционной форме могут быть самыми различными. Это:

  • метод обсуждения в малых группах
  • ролевая игра
  • мозговой штурм
  • пресс-конференция
  • эстафета
  • сюжетно-ролевая игра
  • диспут
  • творческая мастерская
  • конкурс шпаргалок
  • творческая гостиная
  • семинар-встреча и др.

Использование интерактивных методов обучения студентов специализированным дисциплинам позволяет привлечь интерес к профильным предметам и к реальным процессам; сформировать у них потребность занимать активную жизненную позицию; адаптировать к сложным условиям.

Научная работа

  • Подготовка совместных статей преподавателей и студентов;
  • Совместная подготовка и проведение внутривузовской конференции «Пространство культуры провинциального города»;
  • Помощь при подготовке докладов для студенческих выступлений на научных конференциях различного уровня;
  • Помощь преподавателей при подготовке выпускных квалификационных работ: бакалаврского уровня и магистерских диссертаций.